Автор Тема: Потемкин задумал Екатеринослав как "идеальный город" масонов?  (Прочитано 3929 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Любовь Романчук,
Лилия Пичхнарашвили

Потемкин задумал Екатеринослав как "идеальный город" масонов?

До сих пор остается много тайн:
например, почему сюда «выписали» Моцарта?

// "Комсомольская правда", 2008,
28 ноября, 4 декабря, c.32-33.

Первым, кто обратил внимание на тайные знаки, по которым был выстроен Екатеринослав, оказался наш современник - кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, краевед Максим КАВУН. Защищая свою диссертацию на тему «Происхождение и ранняя история Екатеринослава», он был поражен отсутствием в местных архивах старинных документов. Да и по более поздним временам сведения, как правило, единичны. Работники ссылались на то, что всё частично утерялось, а частично сгорело во время войны. Максиму Эдуардовичу пришлось изрядно покопаться в двух московских и трех питерских архивах, чтобы добыть крупицы информации.
Известно, что Екатеринослав был задуман не только как третья столица огромной Российской империи, Южная Пальмира, но и как воплощение самых сокровенных чаяний Светлейшего князя. В 1786 году он собственноручно сотворил «Начертание города…». И профессиональным архитекторам оставалось лишь беспрекословно следовать его указаниям.
В основе проекта лежало два архитектурных объекта – Дворец и Преображенский собор. И каждый из них нес в себе неразгаданную тайну.

Загадка №1. Почему Потемкин задумал строить город на горе?
Большинство ученых пытаются увязать упорство, с которым Потемкин отстаивал идею постройки города на гранитной труднодоступной и безводной горе, с его эстетическими воззрениями. Ведь по правилам того времени на горе возводили лишь замки. Нормы же классицизма требовали низменных площадей, четкой планировки. Иногда ссылаются на свойственную Светлейшему князю гигантоманию.
- Это всё не так, - таинственно начал Максим Эдуардович, – у Григория Александровича, на мой взгляд, были совсем иные цели: в нашей горе он видел некую аналогию с храмовой горой Иерусалима.
В пользу этой версии, по его мнению, свидетельствуют три артефакта: Преображенский храм, Потемкинский дворец (ныне – Дворец студентов ДНУ) с системой прорытых под ним подземных ходов, и, собственно говоря, карты.
Разберемся по порядку.

Преображенский храм
Потемкин приказал спроектировать его «в подражание Святаго Павла, что вне Рима». 9 мая 1787 года Екатерина ІІ и император Священной Римской империи германской нации Иосиф II собственноручно уложили в его основание первые два камушка. А когда кортеж покинул местность, началась закладка фундамента. Его стоимость обошлась казне в 71102 рубля. Были вырыты глубокие рвы, положен дикий камень с известковой заливкой. Началось возведение стен.
- Странным является то, что для своего храма Потемкин выбрал тип базилики с тремя нефами, - считает историк. – Он был свойственен византийской традиции, в русском же православии использовался крестово-купольный стиль с пятью нефами. Знаменательно и то, что за прообраз собора был взят четвертый по значению и старейший сохранившийся христианский храм, возведенный в 323 году при императоре Константине. Но – на «аршинчик» длиннее. Тут уже сильно попахивает мессианскими амбициями Светлейшего.
Строительство храма прервала неожиданная смерть Потемкина, наступившая 5 октября 1791 года (поговаривали, что она была вызвана медленно действующим ядом, данным простудившемуся князю в Яссах.). Лишь в 1830-1835, при Николае Первом, собор был наконец возведен, но в очень уменьшенном виде.
- К сожалению, потемкинскую базилику мы увидеть уже не можем, поскольку в 1823 году там произошел пожар, и она была целиком перестроена, - вздохнул историк.

Потемкинский дворец
Первое каменное сооружение новограда было тоже построено по типу базилики. В нем Светлейший никогда не жил, но обустраивал капитально. А вот для каких целей – не совсем понятно. Вся внутренность одноэтажной, вытянутой постройки представляла собой один длинный холл.
- Значение Дворца мы поймем, если возьмем в руки второй Генеральный план города, хранящийся в московском архиве, - загадочно улыбнулся Максим Эдуардович. - Первый план в 1783 году начертил француз Клод Геруа, и 13 октября 1786 года Екатерина подмахнула «Быть по сему». Но Потемкина данный проект не устроил, и он пригласил своего любимца – архитектора Ивана Старова. В историю европейского градостроительства его план вошел как один из лучших образцов 18 века.
Историк развернул перед нами переснятую им копию и обвел ее рукой.
- Главным его достоинством, - пояснил он, - является трехлучевая система. Вот смотрите. Центральную нагорную часть города сформировали улицы, исходящие из потемкинского дворца. Вместе с четвертой линией «Екатеринослав на горе» представлял собой гигантский равнобедренный треугольник, медианой, биссектрисой и высотой которого служила линия, идущая от дома Его Сиятельства к кафедральному собору. Иными словами, получались огромные… глаз и циркуль. Рукоятью молотка выступила центральная ось между собором и дворцом. А его металлическим навершием служил «Дворец Его Светлости». Таким образом, можно предположить, что весь треугольник является некой закодированной смысловой системой, завязанной не на соборе, а на Дворце.
От другого краеведа, не пожелавшего опубликования своего имени, мы услышали версию, имевшую хождение в народе. Будто, по поверьям, Потемкин знался с нечистой силой. Да и обликом своим напоминал беса. Вечно всклокоченные волосы, темная кожа, огромный рост и лицо лешего. Одного глаза у него не было, а другой сильно косил. За что его прозвали «Циклоп». И будто свою резиденцию он строил для ведьмовских шабашей. Потому, после его смерти, свыше полувека никто ею не занимался, и когда-то помпезное здание, с пышным внутренним убранством, превратилось в сплошные руины. Выходы в подземелья были наглухо заколочены и завалены землей, чтобы обитающие там призраки не тревожили жителей несостоявшейся Южной Пальмиры.

Загадка №2. Екатеринослав – след ноги масонов?
В российском архиве древних актов Максим Эдуардович обнаружил первые проекты городского герба 1796 года, которые составлялись еще при Екатерине Второй (официальный герб со знаменитым Е2 утвердили в 1811 году, при Александре Первом).
- Вот глядите, - для сравнения историк развернул перед нами однодолларовую бумажку. – Это большая печать Соединенных штатов на долларе. Она изображает пирамиду – известный масонский символ, стремление к прекрасному миропорядку, над ней находится глаз – лучезарная дельта или Всевышний разум, от которого расходятся лучи. Очень важно, что под пирамидой идет дата основания Соединенных штатов – 1776 год. Вокруг нее – надпись на латыни: новый порядок созидаем. На первом Екатеринославском гербе мы видим ту же пирамиду, только вместо глаза – вензель Екатерины, Е.И.В. с короной, от которого исходят лучи. И внизу – дата основания города, 1787 год. На втором варианте эта пирамида помещена в геральдический щит и еще более похожа на американскую. Остается лишь гадать, что означает такое сходство двух совершенно различных символов.
На эти мысли наводит и сам статус Потемкина.
- Он был больше, чем генерал-губернатор, его называли вице-королем Юга, - напомнил краевед. – А еще – Архитектором и Светлейшим – термины, используемые в масонских ложах. Известно, что он находился под их сильным влиянием. Правда, состоял ли сам в какой-либо ложе, неизвестно.
Необычны и музыкальные пристрастия «Григория Нечесы», как прозвали его казаки.
- У масонов музыка несет особую нагрузку, - просветил нас историк. – Поскольку, по их мнению, способна перевернуть мир.
За год до основания города Потемкин подал Екатерине доклад по поводу создания в Екатеринославе “университета купно с академией музыкальной или консерваториею“, почти на 80 лет опередив ее открытие в Петербурге. Место для университета было определено тоже на горе, между нынешней областной больницей Мечникова и казармами бывшего Симферопольского полка. А в качестве дирижёра оркестра ему удалось заполучить… самого Вольфганга Амадея Моцарта. Русский посол в Вене Андрей Разумовский доносил: «Хотел было я отправить к Вам первого пианиста и одного из лучших композиторов в Германии, именем Моцарта. Он недоволен своим положением здесь и охотно предпринял бы это путешествие». Однако приехать в Екатеринослав венскому виртуозу помешала болезнь, во время которой он (кстати, по заказу одной из лож) спешно писал «Волшебную флейту» - оперу, насыщенную масонскими идеями.

Новый Иерусалим?
По мнению историка, екатерининский фаворит видел Малороссию неким субгосударством, переходным между Российской империей и новой Византией, которую они с Екатериной мечтали возродить согласно «Греческому проекту», разработанному в царских кулуарах.
- Это уже не подвергается сомнению, - убежден он. - Интересно, что вся изображенная на Плане система развернута на юг. И даже на памятнике медная Екатерина своей рукой указывала в сторону Византии, которую она планировала отвоевать. Таким образом, весь город носит на себе черты той геополитической ситуации, которая сложилась к 1780-м годам.
Этому противоречит лишь одно «но». Ко дню закладки Екатеринослава 9 мая 1787 года Потемкин посвятил императрице стих:
«Из мертвых здании разбросанныя камни
Последуя твому божественному гласу
В приятной легкий строй
Составят вновь Афины» (а вовсе не Константинополь).
- Идея города была такая. Из мертвых камней, которые остались от предыдущих эпох, создать на горе Город-эталон.
Кстати, на это прямо указывал и сам Светлейший в «Начертании города Екатеринослава» от 6 октября 1786 года:
"… тут все условия к возведению "идеального" города - центра управления колонизационными процессами на Юге империи… в знак, что страна сия из степей безплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград, из обиталища зверей в благоприятное пристанище людям из всех стран текущим".
- Это чисто масонская идея, - поясняет Максим Эдуардович, - получившая развитие с эпохи Возрождения. Идеальный город искали и Томас Мор (утопический остров), и Кампанелла (Город Солнца). Наша идея города возникла на стыке двух путей поисков: градостроительных и культурологических, как воплощение «Греческого проекта».
Однако ссылка на древнегреческий полис, коему планировалось уподобить центральную часть города, была тоже ложной. «Урбанистический демиург» своим единственным глазом глядел намного дальше. Есть намеки на то, что на Днепре он планировал возвести… новый Иерусалим.
- Так или иначе, но тайна основания города пока нераскрыта. И никакие рационалистические объяснения того, почему 30 тысяч человек планировалось заселить на гору, на которой нет воды, не выдерживают никакой критики, - считает краевед. – Потемкин был великим провидцем, опередившем свое время на столетия.

Интересный факт
Дом с сатиром
На основании треугольника, приблизительно копирующего изначальную идею Старова (улица Дзержинского, ранее – Новодворянская), аккурат на продолжении проведенной из Потемкинского дворца биссектрисе разместился еще один странный объект – трехэтажный дом под номером 13. Фасад его, как на соборе Нотр-Дам, венчает конек с фигурой рогатого сатира, глядящего в сторону Дворца Потемкина, а окна третьего этажа охраняют шесть валькирий.
От Сергея Ревского, заведующего кафедрой истории и теории архитектуры Строительной Академии, члена Союза архитекторов Украины, кандидата искусствоведения, удалось узнать, что дом этот выстроен по частному заказу в 1880-1890-х годах в стиле эклектики и в данный момент числится памятником архитектуры и истории местного значения. Его архитектор, равно как и заказчик фигур, остались неведомы. А в одной из религиозных организаций наше внимание обратили на то, что под рогатым сатиром, или же Паном, видно большое овальное отверстие – проем. Смысл “Овала” согласно оккультной символике – это мироздание, то есть “Мира в Здании”. Это подтверждают Ангелы-вестники Света и Добра над проемами (валькирии). Но еще более интересными оказались “Медальоны”. Один из них расположен на третьем этаже под сатиром, два – на двух боковых коньках крыши, два - в каменных нишах у окон третьего этажа и один – на одинокой валькирии второго уровня. На центральном медальоне явственно видно изображение молотка и циркуля – символа масонов.
А два боковых, у окон, окружают химерические существа.
В одной из городских телепередач как-то попытались доказать, что на центральном медальоне выбиты вовсе не масонские символы, а инициалы первого владельца дома, крестообразно наложенные один на другой и сбитые со временем, - А.И. в окружении геральдических прибамбасов (возможно, фамильный герб?). Принадлежали инициалы Екатеринославскому банкиру Александру Ивановскому, который выстроил дом для своей жены, а ее лицо запечатлел на валькириях. Один из краеведов даже уверял нас, будто и фигура на верху здания поначалу была вовсе не сатиром – просто со временем часть лепнины откололось, создав некое подобие рожек.
Однако, при ближайшем рассмотрении видно, что «рожки» - вовсе не отколовшиеся куски, а цельные архитектурные формы. Что касается медальонов, то на двух крайних крышевых тоже выбит знак, похожий на молоток – или же аббревиатура «А.И.» и на них откололась точь-в-точь, как на центральном?
- Не исключено, что этот дом, так удачно вписывающийся в первоначальную схему Генерального плана, возведен не случайно, - не отвергает возможное Максим Эдуардович. – По крайней мере, странно, что о нем нигде нет никаких сведений.

Справка «КП»
Огромный глаз в мировом масонстве символизирует тайное абсолютное знание, фактически верховное божество. Часто изображают глаз в пирамиде или над пирамидой - например, в гербе США. Циркуль – одно из главных орудий строителя, вольного каменщика (так называют себя масоны). Циркуль в масонстве – символ Великого Архитектора, (заменитель верховного божества), его еще называют Геометром вселенной. Еще одним известным предметом масонского обряда является молоток, его иногда
изображают наложенным на центральную ось циркуля.

http://www.roman-chuk.narod.ru/2/hroniks28.htm
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Веталь=>Каменяр

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 1 556
  • Reputation Power: 0
  • Веталь=>Каменяр has no influence.

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
И шо?

Тільки те, що це-історія вільного мулярства в Україні, - її локальна частина.
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937