Благословенно наше ремесло!
Незгоден з Майстром Євгеном. В моєму розумі ремесло це те чим ти займаєшся заради "хліба насущного". А мистецтво - для душі, для самовираження та самовдосконалення.
"Люди средневековья не знали деления своей жизни и деятельности на производственную, общественную, частную и т.п. Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей, со своими мыслями, чувствами, ценностями, верованиями, объединенных общим видом производственной деятельности. Поэтому главная задача цеха - регулирование не производственных, а человеческих отношений....
...С точки зрения мифа, знание о какой-либо вещи есть знание о том, как она была создана. И, соответственно, ремесленное познание есть познание о том, как вещь делать, а, следовательно, и о ее сути.
...Форма изделия исходит от Бога; и доказательством того, что мастер верно воспроизвел ее, увиденную духовными очами, или, по словам Фомы Аквинского,
"зачатую в недрах его разума", служит красота изделия. Поэтому-то, среди прочего, средневековое ремесло неразрывно связано с искусством. Латинское
"аrs", от которого произошли слова современных европейских языков, означающие искусство, в средние века значило скорее
"умение". И если
"аrtes" делились на
"свободные" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, причем последняя означала учение о гармонии, а не исполнительское искусство) и
"механические" (от кузнечного либо плотницкого дела до врачевания и актерского лицедейства), то это не было делением на "низкое ремесло" и "Высокое Искусство", но различением умения мыслить и умения делать; первое, правда, было престижнее второго.
Ремесленное знание, таким образом, являлось особым знанием-умением, знанием, позволявшим понять суть вещей. Это знание тайное, хранящееся в секрете, и не потому только, что обладание им позволяет цеховому мастеру возвыситься над невеждой, или делать куда более добротные изделия, но и потому, что это знание слишком сильное, чтобы попасть в дурные руки - и это еще один аргумент в пользу обязательного "благонравия" для вступающего в цех.
Мастер роднился не только с собратьями по цеху, но и с производимыми изделиями. Они не были безликим товаром, но как бы частью его самого. В изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами. Так что плохой человек как бы не мог сделать хорошую вещь. Высокие моральные требования к мастеру становятся необходимыми и для его производственной деятельности. И наоборот, ремесленный трактат, содержащий указания о том, как сделать прекрасные вещи, становится как бы трактатом педагогическим, повествующим о том, как стать прекрасным человеком.
...Ремесленные знания организуются в форме мифа, т.е. они, как и полагается мифу, неподвижны, неизменны: мастер лишь копирует божественные формы и дает им материальное воплощение...
...Архитекторы, входившие в цехи каменщиков, с XIII в. объявляют себя геометрами, т.е. занимающимися "свободным искусством". Внутри профессии даже среди членов одного цеха выделяются те, кто причастны знаниям, и простые исполнители.".
Энциклопедия культур.Д.Э. Харитонович. Ремесло. Цехи и миф.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2.
Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999, с. 118-124