Автор Тема: Масонская художественная литература  (Прочитано 5338 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Масонская художественная литература
« : Квітень 16, 2011, 12:52:09 pm »
Художественная литература для ордена вольных каменщиков прежде всего была средством эмоционального воздействия на людей. Символ "цепь сплетенных рук" перерастал в "цепь сердец". Сердца надо было увлечь и затем завоевать. "В человеке чувственном лежит глубоко усыпленный человек внутренний; для возбуждения сего спящего потребны сильные и резкие ударения в человека чувственного", - сказано в "Инструкции мастеру ложи" (1818).

 У поэзии, особенно у лирики, были значительные средства художественного воздействия на читателей. В изданной Новиковым книге немецкого философа И.Г. Зульцера сказано о стихотворстве: "Оно есть такое красноречие, которое стремится во всех предметах к высочайшей степени чувственного совершенства". С прозою же дело обстояло значительно сложнее. Здесь чувства уходили в подтекст, на первый план выдвигался сюжет, оказывалось воздействие на разум читателя, автор стремился к философствованию и нравоучению. "Чувственное совершенство" достигалось с гораздо большими творческими усилиями, ибо психологизм прозы был сложнее и к тому же менее разработан, нежели в поэзии.

 В художественном мире литературы классицизма проза оставалась родом третьестепенным, ценилась менее, нежели поэмы, трагедии и оды . Теоретики той эпохи вообще сомневались в ее способности выразить всю силу и глубину страстей человеческих: "Проза становится для них слаба".

 Через прозу шел в литературу поток новых идей, расшатывавших красивый, канонически правильный, но душевно несколько бедный мир классицизма, причем главным жанром здесь становился стремительно развивавшийся роман: "Роман вытеснял классическую литературу". В общем это известное, часто цитирующееся утверждение Г.А. Гуковского верно, но романы и тогда были очень разные. Следовательно, и вытесняли они классическую литературу по-разному, с разными целями и намерениями. Такова была логика литературной жизни и борьбы.

 Вокруг художественной прозы и в особенности вокруг главного ее жанра - романа завязалась во второй половине XVIII века серьезная полемика. Время для споров было выбрано не случайно. В начале столетия спорить, в сущности, было пока не о чем: тяжеловесные "гиштории" и само состояние русского литературного языка, прозаического повествования тому мало способствовали.

 Замечательный теоретик литературы и посредственный поэт В.К. Тредиаковский в "Предъизъяснении об ироической пииме" (1763) именовал романы "сказками" и "романцами", те же определения можно встретить у Ломоносова, т.е. термин еще не был определен окончательно. Затем русская художественная проза прошла через школу перевода, неизбежное "преложение" западных образцов на отечественные нравы и темы, через стилизацию и приступила к созданию оригинальных книг, опираясь на фольклор, рыцарские романы, историю "типов" и нравов нарождающейся России. Писатели-масоны деятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позиция и роль в становлении и развитии русской прозы?

 Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одному из литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначение прозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия, главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А. Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал во введении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставили нам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений. Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти "русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинные диковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западного фольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями на сказочные темы и сюжеты.

 Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования из народного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись в эту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристических книг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героические характеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающую творческое сознание сказочную фантастику.

 Ничего этого новый русский быт дать не мог, ибо сам еще пребывал в состоянии хаотическом и двойственном, соединяя в себе миры Древней Руси и новой Российской империи. Столь же двойствен был и так называемый "новый герой" - человек, метавшийся между этими мирами, переставший быть самобытным сыном допетровской Руси и не ставший еще полноправным гражданином просвещенной Европы. Он мог взять Нарву, героически биться с турками и шведами, жениться, народить детей, но внутренний мир его не мог пока дать материал для настоящего романа.

 У русского писателя-романтика В.Ф. Одоевского, тесно с масонской литературой связанного, есть фантастическая повесть о петровской эпохе "Саламандра" (1841), где о "новом герое" сказано одной только фразой: "Сын Зверева был всегда в походах". Более сказать о нем в прозе нечего, ибо с точки зрения литературы этот рядовой человек петровской эпохи, в отличие от негероического Евгения Онегина, одномерен.

 Ни действительность, ни герой, ни общее состояние литературы не давали оснований для подлинного реализма и подлинного психологизма, без которых классический русский роман невозможен. Само по себе это ни хорошо, ни плохо, ничего обидного для отечественной литературы XVIII века и ее талантливых писателей здесь нет, такова историческая ситуация, в которой не мог появиться никакой "просветительский", да и любой другой реализм. С этим обстоятельством приходилось считаться и создателям новой русской прозы.

 У этой прозы было два пути, два выхода из уникальной культурной и исторической ситуации: писать далекие от отечественной грубоватой реальности "русские сказки" о богатырях и волшебниках или же изображать новую действительность и нового героя доступными художественными средствами, бедность коих ощущалась всеми. Второй путь был единственно возможен и верен и к тому же не отрицал безусловной законности и пользы пути первого. Писатели-масоны хорошо понимали суть ситуации и свои творческие задачи соизмеряли с общим состоянием нарождающейся литературы и развитием прозаических жанров.
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Масонская художественная литература
« Reply #1 : Квітень 16, 2011, 01:26:37 pm »
Масонство и литература.
А. Серков

Термин «масонская литература» в отечественном литературоведении впервые был введен Н.К. Пиксановым и П.Н. Сакулиным, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Даже автор статей о масонстве в советских энциклопедиях, Ю.М. Лотман, в своих работах был вынужден называть масонские сочинения «агитационными памятниками» раннего декабристского движения. Позднее лишь А.В. Позднеев и В.И. Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца XVIII – начал XIX вв.

В действительности, о чем свидетельствует конкретное изучение материала, масонская литература существовала в России. Любые теоретические построения о масонской литературе без изучения развития российского масонства обречены на провал, поэтому, признавая необходимость детализации темы, ее конкретно-исторического рассмотрения, ограничимся лишь самыми предварительными заметками.

Наиболее четко можно выделить пять различных подходов к масонской литературе, каждый из которых требует отдельного изучения.

1) “Воспитательная” масонская литература: сочинения, преимущественно переводные для русской культуры, главной целью которых было воспитание будущих адептов “королевского искусства”, как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные “нравственные” сочинения от морализаторских романов до глубоких философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного “диалога”, “беседы”.

2) Сочинения, написанные литераторами лишь для “братьев”, предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков. В качестве примера для XVIII в. назовем поэтические произведения М.М. Хераскова, для XIX в. – стихотворение А.С. Пушкина «Генералу Пущину», для XX в. – стихи С.К. Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М.А. Осоргиным.

3) Произведения вольных каменщиков, предназначенные «для публики», для «профанского» мира. Ярким примером подобного подхода к литературе являются проза Л.В. Гойера и стихи Н.С. Муравьева.

4) Псевдо-масонские сочинения, когда писатели, не прошедшие через масонское посвящение, начинали писать в “стиле” сочинений вольных каменщиков. Это наиболее “коварный” для историков литературы подход писателей к своему творчеству, который зачастую заставляет филологов делать непозволительные ошибки и заниматься псевдонаукой, изобретением собственных конструкций об “оккультных мотивах в творчестве”. Выборочно назовем некоторые “псевдо-масонские сочинения”: стихи Ап. Григорьева, некоторые произведения Н.С. Гумилева, пьесы Т.О. Соколовской. Назовем также два известных романа с “масонской” тематикой: “Война и мир” Л.Н. Толстого и “Масоны” А.Ф. Писемского.

В 1866 Л.Н. Толстой активно работал над рукописями масонского рукописного собрания C.С. Ланскогои С.В. Ешевского в Румянцевском музее (в настоящее время – НИО рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.147). Они стали основанием для описания масонства Пьера Безухова во 2-м томе “Войны и мира” (отметим, что в романе масоном был и князь Андрей). Отметим, что для героев своего романа Л.Н. Толстой избрал конкретные прототипы (гр. Вилларский – М.Ю. Виельгорский, Баздеев – О.А. Поздеев). В 1878-1880 А.Ф. Писемский работал над созданием романа “Масоны”, который впоследствии печатался в журнале “Огонек” и пользовался большим успехом. А.Ф. Писемский был связан тесными родственными связями с вольными каменщиками (он был зятем масона П.П. Свиньина и племянником вольного каменщика Ю.Н. Бартенева). По свидетельству А.Н. Пыпина, основанного на сообщении Вл.С. Соловьева, сам философ принял некоторое участие в написании указанного романа А.Ф. Писемского и написал 3 “масонских” отрывка для произведения.

5) Масонская литературная критика, которая дошла до нас в виде докладов, прочтенных на заседаниях лож вольных каменщиков. Специфика этих докладов заключалась в том, что для профессиональных литературных критиков был важен элемент первоначального ознакомления с положениями своих будущих статей в кругу единомышленников, “братьев” по ложе. Отметим в числе “масонских” литературных критиков для XIX столетия Ф.Н. Глинку, для XX века Г.В. Адамовича, Н.М. Бахтина, П.А. Бобринского, С.К. Маковского, В.Е. Татаринова.

Следует отдельно перечислить и основные «масонские» группы литераторов, возникшие в России вокруг отдельных лож.

1) Театральная труппа Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и “французская” ложа 1756-1759 гг. во главе с Р.И. Воронцовым. Несомненным руководителем этой группы был А.П.Сумароков.

2) Московский розенкрейцерский кружок 1780-х годов, значительно повлиявший на развитие русской журналистики. В качестве “литературных” лидеров этого кружка следует назвать М.М. Хераскова и Н.И. Новикова. Отметим также большое влияние этого кружка на становление многих писателей рубежа XVIII-XIX вв., например, на Н.М. Карамзина, М.И. Невзорова.

3) Литературное объединение, сложившееся вокруг петербургской ложи Избранного Михаила и Вольного общества любителей российской словесности. В числе наиболее активных литераторов-масонов из этой группы назовем следующие имена: П.Н. Арапов, Н.А. Бестужев, Н.П. Брусилов, И.Н. Вольгемут, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.С. Кайсаров, В.К. Кюхельбекер, А.А. Никитин, А.С. Норов, П.П. Помиан-Пезаровиус, В.С. Филимонов и др.

4) Особый круг преимущественно молодых литераторов, сложился в начале 1930-х годов в парижской ложе Северная Звезда союза Великого Востока Франции. В эту масонскую ложу входили: М.А. Алданов, Вад.Л. Андреев, Г.И. Газданов, В.Н. Емельянов, В.Е. Жаботинский, В.В. Завадский-Корсак, Л.Ф. Зуров, А.И. Каффи, Х.Г. Кафьян, Я.Я. Кобецкий, А.П. Ладинский, С.А. Луцкий, М.М. Мабо (Азовский), С.В. Познер, С.Л. Поляков (Литовцев), В.А. Прейсман, В.Б. Сосинский, С.Г. Савельев (Шерман), Я.Л. Юделевский (Делевский), А.М. Юлиус. Лидером этой группы несомненно был М.А. Осоргин, который привлек молодых литераторов также к работе в независимой ложе Северные Братья.

5) Круг членов ложи Юпитер в Париже в 1930-е – 1960-е годы. В числе наиболее влиятельных литераторов, участвующих в работе этой ложи назовем В.А. Азова (Ашкинази), Н.М. Бахтина, Г.В. Адамовича, Н.Н. Евреинова, С.К. Маковского, В.П. Зубова, А.А. Трубникова (Трофимова).

Масонство влияло на литературу не только в России, но и в других странах. Назовем наиболее известных писателей, на чье творчество оказало влияние масонство:

Англия и Шотландия - Роберт Бернс, Т. Карлейль, Р. Киплинг, А. Конан Дойль, А. Поп, В. Скотт, О. Уайльд,

Германия – Х.М. Виланд, Г. Гейне, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Я. Ленц, Г.Э. Лессинг, Ф. Шлегель, Ф.У.Л. Шредер (драматург и реформатор масонства),

Ирландия – Р. Шеридан,

Испания - Висент Бласко Ибаньес,

Италия – Дж. Леопарди,

Франция – Вольтер, А. Ламартин, Ж. де Местр, аббат Прево, Стендаль, С. Малларме, Ж. Де Нерваль, Руже де Лиль (автор «Марсельезы»), Л.К. Сен-Мартен,

США – Марк Твен.

Библиография:

Пиксанов Н.К. Масонская литература // История русской литкратуры. Т.4. Ч.2. М., 1947;

Позднеев А.В. Ранние масонские песни // Scando-Slavica. 1962. Т.8. Р. 26-64;

Базанов В.Г. Ученая республика. М.; Л., 1964;

Лотман Ю.М. Масонство // Советская историческая энциклопедия. Т.9. М., 1966. Стб.167-169;

Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990;

Сахаров В.И. Масонские оды П.И. Голенищева-Кутузова и Н.Ф. Остолопова // Масонство и масоны. Сб. статей и материалов. Вып.III. М., 1998. С.112-122;

Масонские доклады Г.И. Газданова / Публикация А.И. Серкова// Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С.174-185.
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Капитан

  • Допитливий
  • **
  • Повідомлень: 39
  • Reputation Power: 0
  • Капитан has no influence.
Re: Масонская художественная литература
« Reply #2 : Квітень 20, 2011, 10:45:47 am »
Избитые словами, забытые пути
Дорогами скитаний, в лабиринте жизни
Уже по ним не суждено пройти
И не вернуть клубок к началу нити

Не надо с жалостью смотреть назад
Считая дни и годы, что прожили
Ведь главное, чтоб к концу пути
Мы ближе оказались к Истине вершине
Жизнь без борьбы - не жизнь, а существование
Без цели в жизни - ты не человек, а существо
Коль жить хотите - то боритесь за создание
И улучшение мира своего

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Масонская художественная литература
« Reply #3 : Квітень 20, 2011, 03:29:54 pm »
Избитые словами, забытые пути
Дорогами скитаний, в лабиринте жизни
Уже по ним не суждено пройти
И не вернуть клубок к началу нити

Не надо с жалостью смотреть назад
Считая дни и годы, что прожили
Ведь главное, чтоб к концу пути
Мы ближе оказались к Истине вершине


Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.

Как писал Высоцкий...
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Капитан

  • Допитливий
  • **
  • Повідомлень: 39
  • Reputation Power: 0
  • Капитан has no influence.
Re: Масонская художественная литература
« Reply #4 : Квітень 20, 2011, 04:58:37 pm »


Как писал Высоцкий...

Я не Высоцкий, но слова сами в столбики ложатся  :)

Познай себя - читая тишину
В ней мысли как страницы
Одна ложится на одну
А сними даты, события и лица.
 
Жизнь без борьбы - не жизнь, а существование
Без цели в жизни - ты не человек, а существо
Коль жить хотите - то боритесь за создание
И улучшение мира своего

Duckswinx

  • Допитливий
  • **
  • Повідомлень: 2
  • Reputation Power: 1
  • Duckswinx has no influence.
    • maxbet
Re: Масонская художественная литература
« Reply #5 : Квітень 29, 2016, 07:33:55 am »
I would like to know about the issues you mention.