Автор Тема: Концепция человека в философии русских масонов  (Прочитано 4965 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
В.И. Сахаров

Концепция человека в философии русских масонов
(По архивным материалам)

Русское масонство - самобытное явление отечественной духовной культуры, и, конечно же, оно являет собой нечто гораздо большее, нежели обычное философское учение или миросозерцание. Воззрения вольных каменщиков на мир и человека менялись в зависимости от орденских "систем", от эпохи, были в постоянном движении и не отличались строгой систематичностью изложения. К тому же идеи эти высказывались обычно намеренно темным языком-шифром, облечены в орденские символы, иносказания и "гиероглифы". Вычленять из них какую-либо "неподвижную", "правильную" философию - дело весьма неблагодарное и в какой-то мере ненаучное, потому что само масонство хотя и называет себя "царственной" или "божественной" наукой, но не имеет ничего общего с привычной для нас позитивистской наукой или с сухощаво-геллертерской "академической" философией гегельянско-марксистского образца. Как сказано в неопубликованных "7 речах" розенкрейцера И.Г. Шварца, должно иметь познание живое, а не историческое, не философическое и не математическое. Таким живым знанием о человеке и стремилось быть масонство в России. Но если рассматривать русское масонство как практическую этику с достаточно развитой, закрепленной в орденских документах системой духовных ценностей, то учение о человеке будет ключом, главным критерием оценки философского миросозерцания ордена вольных каменщиков России. И чрезвычайно значимо не само даже масонское учение о человеке, хотя оно интересно, до конца не выявлено, продолжает оставаться неопубликованным в архивах лож. Важно то, где и когда это учение появляется и развивается, с какими капитальными идеями и ценностями оно вступает в борьбу или, во всяком случае, сосуществует и взаимодействует. Отчасти эти исторические обстоятельства объясняют трагическую судьбу классического русского масонства XVIII - начала XIX веков.

Ибо в своем "ненаучном", а на самом деле, проистекающем из глубоких и уникальных познаний понимании материальной и духовной природы человека, его общественной и, шире, вселенской роли, стратегических целей и свойств русское масонство сознательно вступило в опасное противоречие практически со всеми философскими системами своего времени, с официальной государственной идеологией и столь же официозной, тоже насквозь номенклатурно-государственной православной религией и церковью. Не стала исключением и тогдашняя официальная или классическая, как мы ее сейчас называем, наука, высокомерно усматривавшая в масонских идеях не "правильную" философию, а глубоко ненаучную, точнее, донаучную, синкретическую мистику, неизвестно зачем явившуюся вдруг в просвещенный век паровых машин и не выдерживающую серьезной критики ученых. И этот пренебрежительный взгляд на философские идеи русского масонства сохранился отчасти до наших дней (см., например, "Очерк развития русской философии" Г.Г. Шпета), чему, как ни странно, немало способствовал агрессивный, нетерпимый марксизм, который сам, по сути, является недонаукой. Масонство же с самого своего возникновения в России имело о себе, своих идеях и стратегических целях иное представление. "Наука о человеке и вселенной есть всех высочайшая", - говорил ученикам наместный мастер ложи. Хотя человек и произошел, согласно орденской антропологии, <из чермной земли>, его вслед за Гермесом Трисмегистом именовали <великим чудом>, <благороднейшим и совершеннейшим творением Божиим>. Масонская философия именно в своем самобытном учении о человеке показала, что она стала в век Просвещения, расцвета наук, промышленных и социальных революций неожиданным, а на самом деле вполне закономерным и плодотворным возрождением идеалистической диалектики, учения античного и раннехристианского гностицизма, критически переосмысленных идей Ренессанса.

В центр движения и борьбы различных материальных и духовных стихий - света и тьмы, духа и материи, жизни и смерти, преходящего и вечного - масонство поставило человека, связавшего собою все эти разные миры и начала. "Вспоминай неустанно, что человек есть совершеннейшее творение", - сказано в одном из орденских обрядов. Но печальный опыт эпохи Возрождения с ее самодовлеющим титанизмом учтен мыслителями ордена, в их учении человек не одинок: "Человек есть извлечение из всей натуры, в которое премудрый творец вдохнул дыхание жизни". В поэме М.М. Хераскова <Владимир возрожденный> дана совсем иная картина мира, где царят ценности объективные, дающие человеку и бытию особый смысл:

Труднее всех наук, некончимая в веке,
Для человека есть наука, человек;
Из мира целого Всевышним сокращенный,
Он сам во существе мир малый, совершенный;
Из тварей всех извлек чистейшее Господь
И вдунул дух живый в его небесну плоть;
Он точка средняя, он сердце всей природы,
В нем воздух и земля, в нем твари, огнь и воды.

Дальше:
http://www.masonry.ru/demo/p51.htm
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937