Автор Тема: Музыканты масоны  (Прочитано 7149 раз)

Light і 1 Гість дивляться цю тему.

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #135 : Березень 17, 2019, 06:48:35 am »
Отдельно отмечу, что именно с Мерси, Лампе, Арне и Освальда началось развитие "филомузыкального" направления в английском и шотландском масонстве и стали организовываться такие музыкальные масонские организации, как Societas Apollini (Общество Аполлона).

Подробнее см.

Pink, Andrew. “A Music Club for Freemasons: Philo-Musicae Et -Architecturae Societas Apollini, London, 1725—1727.” Early Music, vol. 38, no. 4, 2010, pp. 523–535. JSTOR, www.jstor.org/stable/40963053.
« Останнє редагування: Березень 17, 2019, 06:51:52 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #136 : Березень 18, 2019, 06:28:50 pm »


William Boyce (Вильям Бойс) (крещен 11.09.1711 - умер 11.02.1779)

Родился в семье мастера по мебели, специалиста по изготовлению столов и шкафов и старосты Достопочтенного Общества Столяров и Кранодеревщиков Джона Бойса от его супруги Элизабет Кордвелл. В возрасте восьми лет отец отдал мальчика в церковных хор Собора Святого Павла, обучался хоровому пению у Мориса Грина (Maurice Greene).

В 1734 году назначен церковным органистом в Оксфордской Часовне (Oxford Chapel) в центральном Лондоне. Несколько раз назначался на должности церковного органиста в разные церкви.

В 1740 году пишет оперу-маску "Пелей и Фетида".

В 1743 году серенаду "Соломон".

В 1747 году публикует сборник "Двенадцать сонат для двух скрипок, баса и виолончели или клавесина".

В 1749 году удостоен звания Доктора Музыки в Кембриджском Университете.

В 1755 году удостоен титула "Мастер Королевской Музыки" ( Master of the King's Musick ). В 1758 году назначен органистом в Королевской Капелле (Chapel Royal).

Пишет музыку для маски Драйдена "Песня Мома к Марсу" и музыку к гимну Вильяма Мейсона (William Mason) "Да, возрадуешься!" (O be joyful)

Однако, после 1758 года глухота сделала невозможным дальнейшую преподавательскую и исполнительскую работу и он удалился на покой в Кенсингтон, где занялся редактированием сборников церковной музыки, изданных от его имени. Уже после его смерти выходит сборник Cathedral music : being a collection in score of the most valuable and useful compositions for that service, by the several early English masters of the last two hundred years.

Известен как автор симфоний, од и гимнов. В частности, сочинил музыку марша "Сердце Дуба" (Heart of Oak), который является официальным маршем ВМФ Соединенного Королевства и ВМФ Канады (слова написаны в 1759 году Давидом Гарриком для его пьесы "Вторжение Арлекина"). Сочинял также сценическую музыку для трагедий Шекспира "Буря", "Цимбелин", "Ромео и Джульетта" и "Зимняя сказка".

Бойс был почти забыт после смерти и интерес к нему стал возобновляться только в тридцатых годах прошлого века благодаря Константу Ламберту, который ставил и дирижировал его произведения, начиная с 1928 года.

Упомянут как "известный масон" и автор гимна No sect in the world can with Masons compare в Paul Nettl. Mozart and Masonary.-- 1957. -- p. 31

В статье Masonic Music 1980 года автора Cecil Hill в The New Grove Dictionary of Music and Musicians он упоминается как автор масонской ритуальной музыки.

В The Harvard Dictionary of Music.-- 2003.-- pp. 333-334 упомянут как автор музки к масонским композициям.

Упомянут как композитор масон в статье:

Masonic music
Cecil Hill and Roger J.V. Cotte
https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.17993

В уже ранее упоминавшемся песеннике Hale's Social Harmony (page 54) опубликован панегирик масонству The Mystic Bower (титул придуман Хейлом), автором музыки к которому был Бойс. Судя по всему, Бойс написал и текст, так как его друг как-то заметил, что песня схожа с песней Блоу (Blow) Go perjured man ("Вперед, клятвопреступник!"). Бойс был раздосадован таким сравнением, обвинив своего друга в неискренности и в стремлении нанести оскорбление и упомянул, что эти две разные песни не стоят даже совместного упоминания. Подробности истории см. I. Bartlett, R. J. Bruce. William Boyce: A Tercentenary Sourcebook and Compendium. -- Cambridge Scholars Publishing.-- 2011, p. 264).

Вопрос о принадлежности Бойса к масонству некоторыми считается дискуссионным:

Fleming, Simon. “Harmony and Brotherly Love: Musicians and Freemasonry in 18th-Century Durham City.” The Musical Times, vol. 149, no. 1904, 2008, pp. 69–80. JSTOR, www.jstor.org/stable/25434556.

BARTLETT, IAN. “Was Boyce a Mason?” The Musical Times, vol. 153, no. 1918, 2012, pp. 87–95. JSTOR, www.jstor.org/stable/41442084.

В 2016 году в ложе Berkshire Masters No. 3684 была прочитана лекция о композиторах масонах, в числе которых был назван Вильям Бойс . См. официальный журнал The Link Великой Провинципальной Ложи Беркшира, номер 59 за май 2016 года, стр. 16 https://issuu.com/berkspgl/docs/the_link_may_2016

Упомянут в списке масонов-композиторов в материалах Linford Research Lodge (Новый Южный Уэльс, Австралия) на стр. 11. 

Бойсу приписывается авторство гимна No sect in the world can with Masons compare. Однако, гимн появляется в сборниках только в XIX веке, в сборниках гимнов XVIII века его нет. Гимн исполняется на музыку Heart of Oak Бойса (см.
W. Preston. Illustrations of Masonry 18-th ed. -- 1804.-- p. 396 а также The Universal Songster, Or Museum of Mirth. Vol. 2.-- 1824.-- p. 211).

Вот текст:

No sect in the world can with Masons compare,
So ancient, so noble the badge is they wear,
That all other orders, however esteemed,
Inferior to Masonry justly are deemed.

Chorus

We always are free,
And for ever agree,
Supporting each other,
Brother helps brother,
No mortals on earth are so friendly as we.

When first attic fire mortals’ glory became,
Though small was the spark, it soon grew to a flame ;
As Phoebus celestial, transcendently bright;
It spreads o'er the world a fresh torrent of light.

We always, &c.

The greatest of monarchs, the wisest of men,
Freemasonry honoured again and again ;
And nobles have quitted all other delights,
With joy to preside o'er our mystical rites.

We always, &c.

Though some may pretend we've no secrets to know,
Such idle opinions their ignorance show ;
While others, with rapture, cry out -“ They’re revealed !"
In Freemason’s bosoms they still lie concealed.

We always, &c.

Coxcomical pedants may say what they can,
Abuse us, and laugh at our plan,
We’ll ternper our mortar, enliven our souls,
And join in a chorus o’er full-flowing bowls.

We always, &c.

По Каталогу Массачусеттского Общества Контраданса и песни данная песня входит в изданный в 1798 году в Портсмуте сборник The Free-Mason's Pocket Companion. Более ранняя публикация-- сборник под редакцией Джеймса Лиона (James Lyon) Songs, oratorio, odes, anthems, prologues, epilogues, and toasts: adapted to the different degrees of Masonry. -- 1797. :read: По-видимому, это самые ранние из сохранившихся изданий гимна и оба-- из Америки.  Авторство текста остаётся неясным: это мог быть Сам Бойс, Гаррик или вообще какой-либо третий автор.

Вполне вероятно, что церемониальная музыка им писалась, прежде всего, для оперативного Достопочтенного Общества Столяров и Краснодеревщиков, в котором он продолжал, формально, состоять "по наследству", и уже оттуда была заимствована масонами. Впрочем, есть достаточно косвенных свидетельств, указывающих на масонство самого Бойса.

Достопочтенное Общество Столяров и Краснодеревщиков, кстати, существует и сейчас:

http://www.joinersandceilers.co.uk/

Вот некоторые произведения Вильяма Бойса:

Heart of Oak



Другие произведения:






Также известен как автор версии Коронационного Гимна The King Shall Rejoice ("Да возрадуется король!") из оратории "Соломон":


Интересно сравнить эту версию с версией Генделя:

« Останнє редагування: Березень 19, 2019, 12:13:50 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #137 : Березень 18, 2019, 08:08:49 pm »


William Hayes (Вильям Хейс) (крещен 26.01.1708- умер 27.02.1777)

Родился в Глостере и обучался на игре на органе в Глостерском Кафедральном Соборе. С 1729 года церковный органист церкви Св. Марии в Шрюсберри. С 1731 года органист Кафедрального Собора Ворчестера. Большую часть жизни провел в Оксфордском Университете, где с 1734 года служил органистом в Модлин Колледж. Бакалавр Музыки с 1735 года. Доктор музыки с 1749 года.

В 1741 году единогласно был избран хизер-профессором музыки и органистом университетской церкви Пресвятой Девы Марии.

C 1748 года регулярно исполняет свои инструментальные композиции в Holywell Music Room в Оксфорде.

Один из первых членов Королевского Музыкального Общества и привилегированным членом Кэтч-Клуба Дворян и Джентельменов (Noblemen and Gentlemen's Catch Club) (кэтч-- бесконечный канон в унисон на текст светского содержания).

Писал музыку религиозного и светского содержания. К религиозной музыке, в частности, относятся:

  • Оратория "Падение Иерихона" (The Fall of Jericho)
  • "Шестнадцать псалмов" (Sixteen Psalms)
  • Оратория "Давид" (David)
  • Около двадцати гимнов из сборника Cathedral Music in Score (1795) его сына Филипа Хейса

До нас не дошли протоколы собраний, упоминающие масонство Хейса, но известно, что он был подписан на сборник Хейла Social Harmony и написал музыку на слова R. Hudson. Ode Sacred to Masonry (Hale... p. 26). Подробнее см. S. Heighes.
The Life and Work of William and Philip Hayes: 1708-1777--1738-1797. -- 2014.-- p. 15
. Прямо упомянут как "брат" в Ars quatuor coronatorum : being the transactions of the Lodge Quatuor Coronati, no. 2076.-- London: 1895.-- p. 93. , а также у P. Nettl. Mozard and Freemasonry.-- 1957.-- pp. 31-32.

Вот некоторые из его произведений:






Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #138 : Березень 18, 2019, 10:27:39 pm »


Emil Ábrányi (Эмиль Абраньи) 22.09.1882 - 11.02.1970

Родился в семье поэта Эмиля Абраньи и Маргит Вейн.

Учился в Будапештской Музыкальной Академии композиторскому искусству у Яноша Кесслера (János Koessler) и с 1901 года дирижерскому искусству у Артура Никиша (Artur Nikisch) в Лейпциге. В 1906 году женился на певице Розе Вáрнай.

В 1904—1907 гг. — дирижёр Городского театра в Кёльне (позже Кёльнская опера), в 1907—1916 гг. — в Ганновере.
В 1911-1914 дирижер Королевского Будапештского Оперного дома.
В 1920-1921 гг. один сезон дирижировал в Будапештской Опере.
В 1920-1924 проработал директором Городского Театра Будапешта.
В 1923-1925-- преподавание в Центральной Музыкальной Школе Будапешта. 
В 1922-1926 преподает в Венгерской Музыкальной Академии.
С 1926 года преподает дирижерской и композиторское искусство и выступает в Будапеште и Дебрецене.
В 1942 становится директором Национального Театра в Сегеде.

Всего сочинил двенадцать опер, из которых при его жизни были поставлены только шесть.

Упоминается в списке композиторов масонов на сайтах разных венгерских лож. Например, на сайте ДЛ "Галилей":

http://galilei.hu/hires/hires.html

На сайте ДЛ "Колонны Света" (Fény Oszlopai) в списке масонов упомянут его отец, поэт Emil Ábrányi:

https://fenyoszlopai.hu/a-szabadkomuvessegrol/hires-magyar-szabadkomuvesek/

Более подробная масонская биография есть в венгеро-язычных ложах, но, к сожалению, моего знания венгерского недостаточно для более подробного анализа, а любовь к унгаристике не настолько сильна, чтобы венгерский язык, наконец, выучить.

Список его оперных произведений на сайте Станфордского Университета:

http://opera.stanford.edu/Abranyi/

Помимо опер, писал оркестровые и камерные инструментальные композиции.

Разные биографические источники расходятся по датам и должностям в биографии Эмиля Абраньи, потому что он часто совмещал должности или переходил на работу между одними и теми же театрами.

Произведений в открытом доступе найти не удалось. На ютубе на первых страницах поисковой выдачи-- декламация стихов и песни на слова его отца.

В 1795 император Франц-Иосиф запретил масонство во всей Империи. В Венгрии предпринимались попытки его восстановления в 1848  (безуспешная, провалилась сразу), в 1861 году (ложа "Святой Стефан", не смогла получить патент и признание ни от кого вообще, закрылась через полтора года после основания). В 1870 году появляются ложи ОВЛА, а в 1875 году ложи Великого Востока Франции. В которой из них состоял Эмиль Абраньи, мне установить не удалось.

UPD: в 2005 году компания Hungarton выпустила CD Hungarian Music Mosaic, в который включила композицию Эмиля Абраньи Capriccio ungherese .

https://hungarotonmusic.com/classical/hungarian-music-mosaic-p2408.html

https://itunes.apple.com/us/album/hungarian-music-mosaic-hungaroton-classics/401213766

https://play.google.com/store/music/album?id=Bg6o3oyhekkfoy4thh4upkhthey

« Останнє редагування: Березень 28, 2019, 11:03:55 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #139 : Березень 19, 2019, 06:49:55 pm »


Claude Joseph Rouget de Lisle (Клод Жозеф Руже де Лиль) (10.05.1760-26.06.1830)

Родился в Лон-ле-Сонье в 1760 году. Поступил в армию инженером и дослужился до чина капитана.

В 1792 году Франция вела войну с Австрией и барон Филипп-Фредерик де Дитрих на торжественном ужине в Страсбурге выразил сожаление, что Франция не имеет собственного национального гимна. Клод Жозеф Руже де Лиль за один вечер (в ночь с 25 на 26 апреля) написал "Боевую песню для войска Рейнского" (Chant de guerre pour l'armée du Rhin), позже известную как "Марсельеза". Набранные Барбару добровольцы из Прованса приняли эту песню в качестве своего марша при штурме дворца Тюильри. Название "Марсельеза" происходит от города Марсель, в котором юный доброволец из Монпеллье -- Франсуа Мирёр-- спел эту песню на общем собрании. Кроме того, из Марселя происходил сам Барбару.

Как и его отец, Клод Жозеф Руже де Лил был верующим католиком и роялистом. За свои убеждения был брошен в тюрьму в 1793, чудом избежав гильотинирования. Был выпущен из тюрьмы во время Термидорианского Переворота. После чего возвращается в дом родителей в деревню Монтаг, где и проживает вдали от столицы, политики и потрясений.

В 1797 году публикует сборник Essais en vers et en prose (Сочинения в стихах и прозе), где присутствует текст Марсельезы.

В 1825 году издает сборник Chants français (Французские песни).

Возвращается в публичное пространство только в 1830 году после победы Июльской Революции.

В 1830 году Эктор Берлиоз сочиняет аранжировку "Марсельезы" для сопрано, хора и оркестра.

В 1831 году король Луи Филипп I представляет его к Ордену Почетного Легиона.

Умер в нищете в 1836 году. Военные и революционные события во Франции не способствовали накоплению богатств, а издания сборников своих сочинений он оплачивал из личных средств. Кроме того, роялизм далеко не у всех был в чести и это тоже не способствовало накоплению благосостояния.

Известно, что он состоял в ложе Les Frères Discrets à Charleville (Благоразумные Братья из Шарлевилля), созданной в 1762 году. Библиография по ложе в BNF: https://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb14396021h

27 декабря 1792 г. на праздновании Иоанна Зимнего появляется "масонская Марсельеза" . Текст написан и песня исполнена в ложе La Sagesse (Мудрость), учрежденной в 1757 году. Подробно история Масонской Марсельезы описана в статье Une Marseillaise maçonnique à Toulouse en 1792 в шестом номере Cahiers de la Grande Loge Provinciale d'Occitanie за 1987 год (ВНЛФ/GLNF). См. http://mvmm.org/c/docs/marseill1792.html

Марсельеза исполняется на открытых мероприятиях в Великой Национальной Ложе Франции:

https://blogs.lexpress.fr/lumiere-franc-macon/files/2011/11/GLNF-03-12-2011.pdf

Маршевое исполнение в оригинальной аранжировке:

Французский Парламент исполняет Марсельезу:


Во второй части пятой симфонии Бетховен использовал мотив Марсельезы в теме двойных вариаций.:


Также Бетховен цитирует Марсельезу в Wellingtons Sieg oder die Schlacht bei Vittoria (Op. 91)-- Увертюра в честь Победы Веллингтона над Жозефом Бонапартом. Там же он цитирует Rule Britannia Арнэ.


Марсельеза в аранжировке Эктора Берлиоза:


Петр Ильич Чайковский цитирует "Марсельезу" в своей увертюре "1812 год".




Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #140 : Березень 22, 2019, 08:05:13 pm »
Знает ли кто академических музыкантов-масонов, кроме Моцарта и Сибелиуса?
И еще. Есть ли в масонской музыке устоявшиеся риторические фигуры?

Кстати, сам не масон, но "устоявшаяся риторическая фигура".

John Hughes 1873–1932 (Джон Хьюз)

Родился в городе Доулейс в Уэльсе и вырос в деревне Ллантвит Фардр. В 12 лет начал работать в предприятии угольной шахты у города Понтипридд, куда, в последствии, был назначен клерком. На предприятии угольной шахты проработал сорок лет. Параллельно был диаконом и регентом хора Салемской Баптистской Капеллы в Ллантвит Фардр.

Написал большое количество гимнов, из которых самый известный -- Cwm Rhondda ("Долина Рондда"). Первую версию мелодии написал для фестиваля Валлийской Песни Культуры Cymanfa Ganu  в 1904-1905 гг. Современную версию исполнил впервые во время освящения баптистской часовни Рондда в Хопкинстауне в 1907 году. Музыка была сочинена к тексту жившего ранее валлийского поэта Вильямса Пантицелина Вильямса (1717-1791), приверженца методизма и учения Чарлза Уэсли о Святом Духе и откровении во Святом Духе. На мелодию исполняется английский текст Вильямса Guide me o Thou Great Jehova! ("Веди меня, Великий Иегова!").

Существует несколько вариантов текста для данной мелодии. На ту же мелодию исполняются полностью валиийские слова Ann Griffith (Энн Гриффитс) (1776–1805), также писавшей гимны для методистских канционалов.

Иногда тексты исполняются в смешанной редакции: часть куплетов по-английски и часть куплетов -- по-валлийски.

Песня очень быстро полюбилась валлийцам и стала использоваться везде, в том числе в церквях, на светских мероприятиях и масонских ложах. Песня исполнялась на праздновании трехсотлетия Объединенной Великой Ложи Англии:

Following the bidding prayer, the choir sang Psalm 150 which was followed by a reading from ‘Chronicles’ by Richard Clatworthy, a Fellowcraft which detailed the prayer by Solomon at the building of the Temple. Another inspiring and uplifting hymn, to the familiar tune of ‘Cwm Rhondda’ followed with the congregation rising superbly to the task in rendering, ‘Guide me O’ thou Great Redeemer’ with a passion that would have brought a tear to the eye of many a Welshman.

https://www.freemasonrytoday.com/more-news/provinces-districts-a-groups/west-lancs-celebrates-300-years

First impressions as I saw the set were, ‘Wow, this is going to be good.’ And it was! As the cast appeared on stage, I believed them to be amateur volunteers who were going to do their best, and then thought, ‘He looks a bit like Derek Jacobi.’ Then it dawned on me that it was indeed the great knight of the stage himself. There were few dry eyes as we sang I Vow to Thee my Country, Cwm Rhondda and The National Anthem. On to Battersea Evolution for a wonderful meal. We then floated back to our hotel with so many stories to share. What a day, how lucky we are to have been Freemasons at this moment in time. Many thanks.

https://www.freemasonrytoday.com/ugle-sgc/ugle/royal-albert-hall-plays-host-to-ugle-s-epic-tercentenary-celebrations

Песня, действительно, очень красивая.

Вот несколько вариантов исполнения:










Общую атмосферу, в которой исполнялся этот гимн, очень точно уловил американский режиссер Джон Форд в фильме 1941 года How green was my valley ("Как зелена была моя долина") по одноименному роману (1939 г.) Richard Llewellyn (Ричарда Луэллина):

Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #141 : Березень 24, 2019, 09:24:54 am »

George Frideric Handel (Георг Фридрих Гендель) 1685-1759

Возможно, не масон, но "устоявшаяся риторическая фигура".

Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в городе Галле в Герцогстве Магдебургском сразу после секуляризации Архиепископства Магдебургского в семье парикмахера и цирюльника Георга Генделя, который, в свою очередь, происходил из династии медников. В ранние годы Георг Фридрих Гендель ходил в гимназию в Галле, где преподавал математик, музыкант и астролог Иоганн Преториус, но вскоре его из гимназии забрал отец.

Есть романтическая легенда, что маленький Гендель, якобы, занимался на клавесине по ночам, тайком от родителей, когда они спали, но скорее всего, всё гораздо проще: отец сам занялся обучением Георга Фридриха . В возразсте восьми лет Георг Фридрих добрался до органа в церкви Святой Троицы в Вайсенфельсе, где его игру услышал герцог Иоганн Адольф I, который настоял на том, чтобы мальчику давали музыкальное образование.

По возвращении в Галле , Георг Гендель- отец отдал своего сына на обучение церковно-приходскому музыканту и композитору Фридриху Вильгельму Захау (Захову). Захов посвятил своего ученика в тайны немецкой и итальянской музыки.

К моменту смерти отца в 1693 году Георг Фридрих Гендель обучается в Латинской Школе или Лютеранской Гимназии.

В 1702 поступает в университет Галле  (основан в 1694 году) на факультет свободных искусств, где, сам не будучи студентом юридического факультета, посещает лекции изгнанного из Лепцига за либерализм профессора права Кристиана Томасиуса, читавшего свои лекции на немецком языке. Ходит на лекции профессора богословия и преподавателя восточных языков Августа Германа Франке. Франке был бездетным и свой заработок тратил на благотворительность-- именно он привил Георгу Фридриху мысль о необходимости благотворительности

В начале обучения в университете, Георг Фридрих Гендель был назначен органистом кальвинистского собора Галле -- Домкирхе, за что получал жалование в пять талеров в год и проживание в помещениях замка Морицбург.  В те же годы знакомится с Телеманном, который был помощником на тот момент кантора церкви святого Фомы Иоганна Кунау (Кунаун сменен И. С. Бахом). Вместе с Телеманном они обсуждали и изучали работы Кунау.

По окончании испытательного срока в Домкирхе, в 1703 году Гендель перебирается в Гамбург, никак не объясняя причину переезда. В 1703 был назначен скрипачом и клавесинистом в орекстр театра Oper am Gänsemarkt в Гамбурге. И тогда же пишет свои первые оперы "Альмира" и "Нерон" в 1705 г. и "Дафна" и "Флориндо" в 1708 году.

В 1706-1707 по приглашению Джан Гастоне ди Медичи путешествует в Рим, где сотрудничает с либретистом Антонио Сальви. В апреле 1707 завершает переложение 110 пслама (Dixit Dominus ) для католического богослужения и впервые исполняется в церкви Санта Мария ди Монтесанто в Риме. Там же пишет различные кантаты и оратории  La resurrezione и Il trionfo del tempo . В 1707 году в Италии ставит оперу "Родриго", в 1709-- оперу "Агриппина". Интересно, что Джан Гастоне ди Медичи задолго до всеобщего папского запрета изгнал Орден Иезуитов из Тосканы.

В 1710 переезжает в Лондон и назначен капельмейстером при дворе принца Георга, ставшего королем Георгом I. По пути в Лондон, останавливается в Дюссельдорфе, где посещает Анну Марию Луизу де Медичи. И Георг Фридрих Гендель и Анна Мария Луиза де Медичи были известны своей благотворительностью. Анна Мария Луиза де Медичи вошла в историю, так называемым, "Семейным Пактом" Медичи, по которому всё культурное и художественное наследие Медичи после смерти Анны Марии Луизы должно было оставаться во Флоренции и не может никогда покидать пределов Тосканы. Именно на основе этих фондов и создана галерея Уффици.

В 1710 году ставит знаменитую оперу "Ринальдо" на поэму "Освобожденный Иерусалим" поэта Торквато Тассо. Ария Lascia ch'io pianga приобрела значительную популярность в наши дни благодаря фильму "Фаринелли" (1994 г.)

В 1712 году решает поселиться в Лондоне на постоянной основе. В 1713 сочиняет Утрехтский Te Deum et Jubilate для королевы Анны, за что получает вознаграждение в размере 200 фунтов. Его покровителем на тот период был Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк, один из первых масонов Великой Ложи Премьер. Именно проживая в его доме Гендель пишет магическую оперу Amadigi di Gaula .

В июле 1717 года "Музыка воды" ставилась трижды для прогулок Короля и его гостей по Темзе.

В 1717-1719 во время проживания в резиденции Кэннос в Миддлсексе пишет двенадцать духовных гимнов (Чандосских Гимнов-- Chandos Anthems). Для герцога Чандос пишет оперу "Галатея и Акид" и герцог становится главным спонсором его проекта Королевской Академии Музыки, пока не разоряется на афере "Компании Южных Морей". Проектом Королевской Академии Музыки Гендель занимался с 1719 по 1734 год, но проиграл конкуренцию Опере Дворянства, после чего проект закрыл.

В 1727 году пишет четыре Коронационных Гимна на коронацию Георга II:

Zadok the Priest
Let Thy Hand Be Strengthened
The King Shall Rejoice (21-псалом)
My Heart is Inditing

Явно конкурирует с уже ранее упомянутым Вильямом Бойсом.

В 1734-1741 году начинает оперное предприятие в построенном в 1732 году здании оперы Ковент-Гарден, но в 1737 году его хватил удар, парализовавший четыре пальца правой руки. В 1741 году Гендель прекратил оперную деятельность. В этот же период близко знакомится с Томасом Арне.

В 1738 году в Ковент-Гардене ставится опера "Ксеркс", где слышно эпизодическое парафразирование одноименной оперы Бонончини.

В 1741 году-- оратория Messiah, из которой все, наверняка, слышали хор Hallelujah. Все права на ораторию Гендель передал учреждению London's Founding Hospital, которое представляло из себя приют, больницу и школу для сирот.

В 1744 году в Ковент-Гардене ставится его опера "Семела".

1748 год, оратория "Соломон".

В 1749 году сочинил "Музыку для фейерверков" и представление посетили двенадцать тысяч зрителей.

1750 год, оратория "Феодора".

Всё настолько прекрасно, что можно сойти с ума, пытаясь определить, что же у него Opus Magnum. Golden thrones, starry crowns are the triumphs of the blest!

Документальных сведений о масонстве самого Генделя не сохранилось, хотя он и был знаком с Арне и Бойсом и ему покровительствовал Ричард Бойль. Периодически, он фигурирует в списках композиторов масонов разных лож, но без каких-либо точных ссылок. Помимо уже упомянутых связей Генделя, хотел бы указать на следующие. В 1998 году выходит автобиография Джона Баптиста Грано: Handel's Trumpeter: The Diary of John Grano , которую он писал в тюрьме, оказавшись там за долги. Грано был трубачом и доверенным лицом Генделя и масоном. Подробнее об автобиографии Грано см.

Plank, Steven. Notes, vol. 56, no. 1, 1999, pp. 137–138. JSTOR, www.jstor.org/stable/900493.

Грано упоминается как масон в диссертации Бермана .

В 2010 году выходит статья, посвященная масонским мотивам в опере "Орландо" Генделя:

William Gibbons; Divining Zoroastro: Masonic Elements in Handel's Orlando. Eighteenth-Century Life 1 April 2010; 34 (2): 65–82. doi: https://doi.org/10.1215/00982601-2009-016

Но, повторюсь, прямых доказательств принадлежности Генделя к какой-либо из лож нет. Тем не менее, в ОВЛА музыка Генделя используется в ритуальных целях при освящении лож:

The Consecration of The Iron Bridge Lodge No. 9897, the first new lodge to be formed as a member of the Universities Scheme, takes its name from the world renowned Iron Bridge built by Abraham Darby across the River Severn at Coalbrookdale in 1779.

The beautiful and all too rare ceremony was watched by a packed house of masons from Shropshire and beyond, and the 42 founders moved in perfect synchronisation around the lodge room to the music of George Frederick Handel!


https://www.freemasonrytoday.com/more-news/lodges-chapters-a-individuals/consecration-of-the-iron-bridge-lodge-9897-into-universities-scheme

Либреттист Генделя Мозес Мендес также был масоном (вступил в ВЛ Премьер в 1738 году). По биографии Мозеса Мендеса в 2007 году делался доклад  Moses Mendez, Masonry and Handel’s Lost Librettist: a detective story в Центре масонских исследований Университета Шефилда. См. http://www.mqmagazine.co.uk/issue-21/p-50.php

Отец-основатель Йоркского Устава Томас Смит Вебб присвоил филармоническому обществу Бостона имена Генделя и Гайдна в 1815 году.

http://freemasonry.bcy.ca/biography/webb_t/thomas_webb_bio.html

Интересная деталь: Гендель написал свои коронационные гимны и ораторию "Соломон" для принца Георга (позже, короля Георга II), а Бойс и Броудвей написали одноименную ораторию "Соломон" для Фредерика, принца Уэльского. Фредерик масоном был, а Георг II масоном не был. Кроме того, Грано и Мендес доставляли Генделю только хлопоты, а его самый влиятельный масонский покровитель разорился. Так что, Гендель мог не вступать в ложу, опасаясь неверных интерпретаций от Георга II: Гендель был очень близок к королю и вызывал всеобщее недовольство своим влиянием.

Примеры произведений Генделя.

Коронационные гимны:

Zadok the Priest

The King Shall Rejoice

Handel Let thy hand be strengthened

My Heart is Inditing

Музыка для королевских фейерверков:


Арии из оперы "Ксеркс". Ombra Mai Fu:



Crude Furie:


Из оперы "Ринальдо":

Lascia ch'io pianga:


Из оратории "Феодора":

Dread the fruits of christian folly:

Streams of pleasure:


Из оперы "Семела".

O ecstasy of happiness! / Myself I shall adore



Endless pleasure:



Органные концерты Генделя:



« Останнє редагування: Березень 28, 2019, 04:03:13 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #142 : Березень 24, 2019, 06:35:07 pm »
Немного от себя. Отмечу, что я не сторонник либреттизации ораторий Генделя и превращения их в оперы с неким действом. Весь смысл в том, чтобы оратории исполнялись именно как оратории -- в современных условиях и современных одеждах. Это максимально приближает сюжет к нынешним временам.

Еще интересный момент. Музыка Генделя с легкостью открывала ему двери католиков, кальвинистов и лютеран, которые между собой не были так уж очень "дружны". Но музы и свободные искусства были "пропуском".
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #143 : Березень 25, 2019, 07:05:53 am »
Кстати, про нумерологию Иоганна Себастьяна Баха есть очень интересная статья:

https://freimaurer-wiki.de/index.php/En:_A_Masonic_View_of_the_%22Musical_Offering%22

Здесь очень верно подмечена "музыкальная гематрия" в творчестве Баха имеет домасонское происхождение. Гематрические соответствия были развиты в мензуральной нотации (более ранние нотации подробно не изучал), некоторое время сохранялись в современной нотации в XVIII веке, но уже к концу XVIII века гематризм, практически, исчезает у всех композиторов.

И. С. Бах транслировал в музыку гематрические соответствия из Таулера (т.е., на самом деле, из Майстера Экхарта и других немецких мистиков).
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #144 : Березень 26, 2019, 02:03:36 pm »
Кстати, и еще насчет Генделя.

Забыл одного из лучших современных "Ксерксов" после Franco Fagioli и Энн Мюррей -- Йошикадзу Мера:


А вот, собственно, Franco Fagioli


Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #145 : Березень 26, 2019, 10:16:06 pm »
И чтобы закрыть тему с Генделем.

В The Freemason's Magazine за 1 сентября 1797 года на странице 6 выходит статья

On the Peculiar Excellencies of Handel's Music ("О восхитительных достоинствах музыки Генделя"):

https://masonicperiodicals.org/periodicals/fmm/issues/fmm_01091797/page/6/articles/ar00601/

Продолжение в номере от 1 октября того же года:

https://masonicperiodicals.org/periodicals/fmm/issues/fmm_01101797/page/20/articles/ar02001/

Биография Генделя (в версии, отличающейся от изложенной мной) приведена в The Freemasons' Quarterly от 1 апреля 1834 года к празднованию стопятидесятилетного юбилея композитора:

https://masonicperiodicals.org/periodicals/fqr/issues/fqr_01041834/page/61/articles/ar06100/

Предположение о принадлежности Генделя к масонству высказывается в The Freemason's Monthly Magazine от 25 августа 1860 года на стр. 9:

https://masonicperiodicals.org/periodicals/mmr/issues/mmr_25081860/page/9/articles/ar00900/

Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием Hallelujah Генделя из оратории Messiah:


В XIX веке композитор, аранжировщик и издатель Alfred William Phillips (1844-1936) (псевдонимы Sarakowski , Czynski , Leigh Kingsmill , также см. Dictionary of Composers for the Church in Great Britain and Ireland, p. 264) аранжировал Largo из оперы "Ксеркс" Генделя (ария Ombra Mai Fu) как церковный гимн Holy Art Thou.

Ноты аранжировки можно скачать здесь:

http://whittonchoralsociety.net/Holy%20Art%20Thou.pdf

Ноты продавались вот в этом магазине и пользовались спросом:

http://westhampsteadlife.com/2012/10/04/music-and-record-shops-in-kilburn-and-west-hampstead/5094

Вот гимн в исполнении Мормонского Табернакального Хора:


Известно, что Альфред Филлипс отправлял свои сборники гимнов и композиций на обзор в периодическое издание масонов Мастеров Марки The Freemason's Chronicle. В номер от 21 апреля 1900 года на странице 199 в разделе Music of the Day упомянуты два сборника его издательства:

https://masonicperiodicals.org/periodicals/fcn/issues/fcn_21041900/page/8/articles/ar00800/

Также биографию Филлипса см. в H. Saxe Wyndham. Who's who in music. -- Boston: Small, Maynard and Company, 1913. -- p. 168.

Т.е., вот еще один издатель и композитор масон, автор церковных гимнов для Церкви Англии и автор и аранжировщик светской музыки, основатель нотного магазина и нотной издательской фирмы.

« Останнє редагування: Березень 26, 2019, 10:46:33 pm від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #146 : Березень 28, 2019, 02:53:04 am »
Friedrich Ludwig Benda / Bedřich Ludvík Benda (Фридрих Людвиг Бенда / Бедржих Лудвик Бенда) 1752 - 1792

Очередной представитель славного семейства Бенда. Старший сын Георга Антона (Йиржи Антонина) Бенды. Родился в Готе в 1752 году. Большинство источников указывает год рождения 1752 , но некоторые указывают год рождения 1750. Образование и воспитание получал от музыкантов, служивших при дворе Фридриха III, герцога Саксен-Гота-Альтенбургского. Как уже мной упоминалось ранее, его отец служил придворным капельмейстером. Также при дворе Фридриха III придворным скрипачом служил дядя Фридриха Людвига Бенды, Дисмас Гаташ (Dismas Hataš/Hattasch ). В 1775 году Фридрих Людвиг Бенда назначен скрипачом театрального оркестра Готы. С 1780 года музыкальный директор городского театра в Гамбурге. Из Гамбурга переводится на анлогичный пост в Людвигслуст и, наконец, в 1789 году переходит на должность капельмейстера в Кёнигсберге, где и нашел своё последнее пристанище.

В Recueil de discours prononcés dans la loge française LaRoyale Yorck de l'amitié (см. со стр. 354 по 356) рассказывается, что "брат Бенда" "отличился" в компании двух прусских принцесс во время концерта в ложе "Дружба" устава "Роял Йорк" в 1780 г. Уже не первый раз встречаю в масонской литературе того времени речевые обороты, покрывающие события завесой скромности и наивной невинности.

В любом случае, известно, что Людвиг Фридрих Бенда, что называется, "любил жизнь", как любил саму музыку.

Сочинил несколько кантат и писал музыку для театра. Среди его произведений

Der Herr ist König (Господь Воцарися Пс 96(97)
Der Barbier von Sevilla  (Севилльский Цирюльник  на либретто Фридриха Вильгельма Гроссмана, зингшпиль в четырех действиях
Der Tempel der Wahrheit (Храм Правды)
Die Verlobung (Помолвка) -- зингшпиль на либретто Фридриха Эрнста Йестера, поставлен в Кёнигсберге в 1790 году
Louise (Луиза) -- зингшпиль в трех действиях на либретто Фридриха Эрнста Йестера, поставлен в Кёнигсберге в 1791 году
Mariechen  ("Мари", "Машенька", "Манечка") -- зингшпиль в трех действиях на либретто Фридриха Эрнста Йестера, поставлен в Кёнигсберге в 1792 году
Соната ми-минор для флейты и клавира
Соната до-мажор для флейты
Соната соль-мажор для скрипки и цифрованного баса
Три концерта для флейты (Опус 4)
Концерт си-бемоль-мажор для скрипки

Песни в сборниках по данным DeutschesLied:
Песня [Gra]Bet in die junge rinde, eurer mädchen namen ein (verschwiegenheit -"секретная"? ) -- упоминание в Friedrich Karl Freiherr von Erlach. Die Volkslieder der Deutschen: eine vollständige Sammlung der vorzüglichen deutschen Volkslieder der Mitte des fünfzehnten bis in die erste Hälfte des neunzehnten Jahrhunderts V, 1836 на стр. 32
Hätt' ich minna's süße liebe, alles süße hätt' ich dann -- Ibid., стр. 174
Das war der graf von rüdesheim, mit gütern reich beglückt -- сборник Unbekanntes liederbuch - wahrscheinlich aus schlesien
So verschmachten junge rosen vor der mittagssonne schein (из Севилльского Цирюльника) -- Hausmusik - wie die alten sungen, nr. 12-19, 1907

Другие произведения

Вот его концерт си-бемоль-мажор для скрипки:


Grabet in die junge Rinde (у Hungarton атрибутирована Георгу Антону Бенде (неправильно):



« Останнє редагування: Березень 28, 2019, 02:15:42 pm від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #147 : Березень 28, 2019, 05:11:53 pm »
Не отпускает меня тема Генделя.

Как же я мог забыть про кинофильмы, которые прославили Генделя.

Ария Lascia ch'io Pianga из фильма "Фаринелли"


Сарабанда Генделя из фильма "Барри Линдон"

Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #148 : Квітень 06, 2019, 01:14:02 pm »
Хотел бы остановиться на биографиях сразу двух лиц



Henry Francis Lyte (1793-1847) (Генри Фрэнсис Лайт)

Англиканский проповедник и гимнограф.

Родился в Эднаме в Шотландии в семье Томаса Лайта и Анны Марии Лайт. Его отец "больше интересовался рыбалкой и охотой, чем семьей" и бросил семью после того, как устроил двух старших сыновей в Portora Royal School . Анна Мария Лайт (Оливер) переехала с младшим сыном в Лондон и там они умерли в болезнях и нищете. Генри Фрэнсис Лайт остался сиротой на попечении Portora School.

Директор Порторы, доктор Роберт Берроуз (Robert Burrowes) распознал способности мальчика и согласился оплачивать его обучение и содержание, а также приглашал в свою семью по праздникам.

После обучения в Тринити Колледж в Дублине в 1815 был рукоположен в Церкви Англии и поступил на службу викарием в город Тамон в Ирландии. Однако, в 1816 году он пережил "евангелическое обращение", суть которого сводится в акценте на спасении "только верой" и на "рождении свыше" . Умирающий священник убедил Генри Лайта, что ранее оба пренебрегали буквальным пониманием апостола Павла -- в частности Рим 4:1-25, Гал 3:6-9, Евр 11:8-19, где говорится об оправдании верой, но не делами. И с 1816 года Генри Фрэнсис Лайт начинает проповедовать в евангелическом стиле. 

В 1817 Генри Лайт переводится в приход Маразион в Корнуолле, где женится на убежденной методистке Энни Максвелл. Жена значительно поправила семейные финансы благодаря внушительному приданому и своим способностям распоряжаться финансовыми средствами. В браке у них родились две дочери и трое сыновей, один из которых, Фарнхэм Максвелл-Лайт, стал известным фотографом.

Другая литература, однако, указывает, что перерождение Лайта состоялось не в 1816 году, а в 1818 уже в Маразионе и встреча с умирающим англиканским священником состоялась именно там.

В 1819 году он переезжает в Лимингтон, где сочиняет Tales on the Lord's Prayer (Повествования о молитве Господней) в стихах (опубликованы в 1826 году).

В 1823 году получает церковную должность постоянного викария в Нижнем Бриксхэме. На этой должности он прослужил до самой своей смерти 20 ноября 1847 года.

В 1846 выходит  сборник Poems of Henry Vaughan, with a Memoir (Стихи Генри Вогана, с Автобиографией) (полное наименование: The sacred poems and private ejaculations of Henry Vaughan. With a memoir by the Rev. H.F. Lyte ) -- издание стихов Генри Вогана под редакцией Лайта. Подробнее о редактуре Лайта см. в предисловии к изданию Чамберса: https://archive.org/details/poemsofhenryvaug01vaug/page/n8 . Скан издания Лайта: https://archive.org/details/silexscintillas00vau/page/n8

Генри Франсис Лайт написал разные гимны и произведения в стихах и прозе, список которых можно посмотреть здесь:

https://hymnary.org/person/Lyte_HF

https://archive.org/details/poeticalworksre00unkngoog/page/n11

Сведений о масонстве этого гимнографа нет, но его упоминание здесь важно в связи со следующим композитором.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 217
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #149 : Квітень 06, 2019, 01:32:44 pm »


William Henry Monk (Вильям Генри Монк) 1823-1889

Родился в Лондоне в 1823 году и в возрасте 18 лет был назначен органистом в церкви Святого Петра на площади Итон сквер (Eaton square) в Центральном Лондоне и сменил несколько постов органиста церкви Святого Георгия на ул. Альбермарл (Albemarle Street) и церкви Святого Павла на площади Портман сквер (Portman Square), в каждой из которой проработал по два года.

В 1847 году назначен на должность хормейстера в Королевский Колледж (King's College) Лондона. Профессор Королевского Колледжа Вильям Дайс разрабатывал идею внедрения монодического пения (в частности, грегорианского хорала) в англиканскую литургическую практику и Вильям Генри Монк занялся практической реализацией этих идей.

В 1849 году назначен главным органистом Королевского Колледжа.

В 1852 году назначен органистом и хормейстером в церкви святого Матфея в Stoke Newington , где на практике реализовал идею внедрения монодического пения для псалмов, а также занялся более строгим подбором музыки под дни церковного календаря (праздники, посты и пр.). Тогда же начал заниматься аранжировками гимнов.

В 1857 году назначен редактором канционала Hymns Ancient and Modern для Церкви Англии.

В 1874 году назначен профессором вокального искусства Королевском Колледжа и на аналогичный пост в 1876 году в Королевский Колледж Музыки (National Training School for Music) и в Бедфордский Колледж (Bedford College) в 1878 году.

В 1882 году получил звание почетного Доктора Музыки в Даремском Университете.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19