Автор Тема: Музыканты масоны  (Прочитано 7915 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #105 : Лютий 15, 2019, 05:12:00 pm »

Chris Hodapp признает включение Луиса Армстронга в список масонов "вероятно, ошибочным" . Скорее всего, Луис Армстронг состоял в какой-либо из многочисленных лож (а в Нью-Йорке их, на самом деле, много) непризнанного "независимого" черного масонства, параллельно состоя в парамасонской ложе Knights of Pythias.

Дальнейшие исследования показали, что ложа "Монтогомери" не была в Нью-Йорке ни у лож системы Prince Hall Affiliation, ни у лож National Compact / National Grand Lodge. Хотя, "независимых" лож с таким именем было сразу несколько. В какой именно системе дана нумерация, установить не удалось. Вероятно, существовала некоторая "околомасонская" ложа при Knights of Pythias: как "дополнительный клуб" с пара-масонской реконструкцией. Но это лишь версия.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #106 : Лютий 16, 2019, 06:52:17 am »
James Oswald (Джеймс Освальд) 1710-1769 гг., прозванный также "Шотландским Орфеем".

Композитор, музыкант, хореограф и издатель. Член музыкального тайного общества "Храм Аполлона" и Великой Ложи Шотландии.

Родился в шотландском городе Крейл. До 1736 года служил хореографом в Данфермлине, но позже перебрался в Эдинбург в поисках лучшей должности. После переезда в Эдинбург, вступает в музыкальное тайное общество "Храм Аполлона", где состоит вместе с уже ранее мной упоминавшимся Томасом Эрскином. В Эдинбурге занялся изданием нот. В 1736 году публикует собрание менуэтов, а в 1740 году "Занимательное собрание шотландских мелодий" (Curious Collection of Scots Tunes). При составлении последнего сборника, сочиняет скрипичные вариации на народные шотландские мелодии, которые подписывает псевдонимами "David Rizzio" (для собрания транскрипций) и "Dottel Figlio" (для собственных камерных произведений). Уже при его жизни сложилось мнение, что "Цветы Эдинбурга" (Flowers of Edinburgh) сочинены им, но он никогда не подтверждал эти слухи и не заявлял своего авторства.


Аналогичная ситуация сложилась с мелодией The East Neuk of Fife



Вероятно, он не считал возможным заявлять себя автором, так как считал коллективным автором сам шотландский народ, из культурного наследия которого и черпал своё вдохновение.

В 1741 году перебирается в Лондон, где пишет музыкальные произведения для издателя нот Джона Симпсона. На его отъезд шотландский поэт Аллан Рамзи сочиняет горестное "Послание к Джеймсу Освальду". После смерти последнего в 1747 году, сам занимается изданием нот уже в Лондоне (имея опыт издания нот в Эдинбурге). Собрание шотландский мелодий "Каледонское карманное собрание сочинений" (Caledonian Pocket Companion) и его собственных транскрипций, транспонирований и вариаций этих мелодий, в итоге, насчитывало пятднацать томов и выдержало множественные переиздания. На некоторые из его мелодий были положены стихи Роберта Бернса (в частности, Masonic Song ).

После выхода Гессена из личной унии со Швецией в 1751 году, для ландграфа Гессен-Кассельского Вильгельма VIII и короля Прусского Фридриха II Великого пишет составляет сборник "40 маршей, сигналов и ноктюрнов для немецких флейт, скрипок или гитар для исполнения армиями Пруссии и Гессена" (40 Marches, Tattoos and Night Pieces for two German flutes, violins or guittars as performed by the Prussian and Hessian Armies).

В 1755 году пишет свои "Времена Года":


В 1759 году сочиняет "Двенадцать дивертисментов для гитары" для английской гитары:


Также известен как автор The Hawthorn Sonata:


В 1761 году король Георг III назначает его придворным композитором и капельмейстером.

После его смерти в 1772 выходит издание A second Sett of 6 Solos for a german Flute or Violin with a thorough Bass for the  Рarpsichord (Второе собрание шести соло для немецкой флейты или скрипки с цифрованным басом и клавесина), где он явно позиционируется как член Храма Аполлона.

Его концерты имел честь посещать Бенджамин Франклин, так описывавший реакцию слушателей:

I have more than once seen tears of pleasure in the eyes of his auditors ("Неоднократно я видел слезы радости на глазах слушателей")

Подробнее см. Encyclopædia: Or, A Dictionary of Arts, Sciences, and Miscellaneous Literature... -- Thomas Dobson, at the Stone house, no. 41, South Second street, 1798.-- p. 486

Тем не менее, в письме к пэру Лорду Кэймсу Бенджамин Франклин отозвался критически об обработке шотландских мелодий:

Most Tunes of late Composition, not having the natural Harmony united with their Melody, have recourse to the artificial Harmony of a Bass and other accompanying Parts. This Support, in my Opinion, the old Tunes do not need, and are rather confus’d than aided by it.

Цит. по  докторской диссертации Томаса Хэйварда Эдвардса (университет Эдинбурга), стр. 59

8 июля 2007 года Джеймс Освальд дважды упоминается в 26-м эпизоде (The Tippling Philosophers) передачи BBC The Scotland's Music. Radio history:

http://www.bbc.co.uk/scotland/music/scotlandsmusic/episodes/episode_26.shtml

Одно упоминание связано с сочиненным Джеймсом Освальдом "Масонским гимном" (The Freemason’s Anthem) из его сборника 1740 года , куда также вошли The Master Mason's Musick и Anthem for three Voices.

Масонский гимн в современной табулатурной транскрипции

http://www.campin.me.uk/Embro/Webrelease/Embro/12clubs/abc/Anthem.abc

Ссылки на другие табулатуры и варианты исполнения:

http://www.campin.me.uk/Embro/Webrelease/Embro/12clubs/12clubs.htm

275-й номер журнала The Reel лондонского отделения Королевского Шотландского Общества Контраданса (25 января 2011 за февраль-май 2011) посвятил ему статью на своей 11-й полосе.
« Останнє редагування: Березень 23, 2019, 03:32:44 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #107 : Лютий 16, 2019, 09:03:46 am »


Willem Frederik Johannes Pijper (Виллем Фредерик Йоханнес Пейпер) (1894-1947)

Родился в Зейсте недалеко от Утрехта 8 сентября 1894 года в религиозной кальвинистской семье. Первые уровки нотной грамоты получил от отца, игравшего аккомпанемент к псалмам на фисгармонии. До тринадцати лет обучался дома в связи со слабым здоровьем. в 1912 поступил в Утрехтскую Музыкальную Академю, где обучался композиции у Йохана Вагенаара, сдав экзамены по теории в 1915 году.

Первую симфонию "Пан" пишет в 1913 году и в ней заметно влияние Малера. Во второй (1921) и третьей (1926) симфониях начинает эксперименты с политональностью , хотя, впрочем, возвращается к монотональности под конец своей жизни. После Первой Мировой Войны становится музыкальным критиком Utrechtsch Dagblad ("Утрехтских Новостей"). Затем дирижер Утрехтского Городского Оркестра.

В 1926 году вместе с Paul F. Sanders основывает журнал "Музыка" (De Muziek), где публиковал свои музыковедческие эссе.

В годы Второй Мировой Войны всего себя посвящал преподавательской работе и написанию оперы "Мерлин" (Merlijn , не завершена). Из завершенных опер оставил после себя только Halewijn.

Был старшим преподавателем в Консерватории Амстердама и директором Консерватории Роттердама и преподавал многим известным нидерландским композиторам и музыкантам 50-60-хх гг.

В 1946 году у него диагностировали рак, от которого он и скончался в 1947 году. Уменьшенный лад в Нидерландах называют "пейперовским".

Посвящен в 1938 году в ложе "У трех колонн" (De drie Kolommen) на Востоке Роттердама. Подмастерье с 1940 года. На время Второй Мировой Войны прекращает масонскую активность и в 1946 году-- мастер масон. Свои шесть адажио в 1940 году пишет как масонскую ритуальную музыку.

Сайты современной одноименной правопреемницы ложи "У трех колонн" : https://www.dedriekolommen.nl , https://www.vrijmetselarij.nl/DDK

Про ритуальный характер шести Адажио написано на странице ложи La Vertu #7

https://www.vrijmetselarij.nl/lavertu/Vrijmetselarij/Muziek-in-de-loge

Упоминается в качестве масона на 27 странице 8-го номера официального журнала Великого Востока Нидерландов Vrijmetselarij за сентябрь 2013 года.

Подробнее см.

Marlite Halbertsma, Patricia van Ulzen. Interbellum Rotterdam: kunst en cultuur 1918-1940. NAi Uitgevers, 2001
Leo Samama, Hylke van Lingen. Nederlandse muziek in de 20-ste eeuw: voorspel tot een nieuwe dag. Amsterdam University Press, 2006
Выпуски альманаха "Тот" (Thot) Maçonnieke stichting Ritus en Tempelbouw (Quatuor coronati ) за 1953 и 1972 гг., где освещена масонская биография Виллема Пейпера

Вот его шесть адажио для оркестра:


Первая Симфония "Пан"


Вторая Симфония:


Третья Симфония:


Концерт для виолончели и оркестра:


Фортепианный концерт 1927 года (пластинка 1954 года):

« Останнє редагування: Лютий 16, 2019, 09:17:56 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #108 : Лютий 17, 2019, 08:39:05 am »
Joseph Michael Böheim (Йозеф Михаэль Бёхайм) (1748-1811)

Немецкий знаю плохо, так что могут быть ошибки (а онлайн-переводчиками брезгую). Основные данные биографической статьи взяты из первого тома Allgemeines Theater-Lexikon oder Encyklopädie alles Wissenswerthen für Bühnenkünstler, Dilettanten und Theaterfreunde: A bis Bouilly : nebst Nachtrag , где размещена статья о Бёхайме на странице 345 указанного издания; а также из статьи в немецкой вики (на нее, в отличие от российской, ссылаться не стыдно).

Драматический актер, оперный певец (тенор), собиратель фольклора, составитель песенников и издатель нот. Родился в Праге в 1748 году. С детства занимался театром и дебютировал на сцене театра Дёббелин (по другим данным -- с труппой театра на гастролях) (театр существовал в Берлине с 1764 по 1799), где выступал как "граф Валлрон". Женился на Марианне Бёхайм (урожденной Вульфен, годы жизни 1757-1824). В 1801 году в письме к Шиллеру известный литературный критик Август Вильгельм Шлегель называл Марианну (Анну Марию?) Шлегель "усердной, но старой и страшной". У супругов была дочь, актриса Карла Доротеа Бёхайм.

Поступает на службу в дворянский театр в Шведте (Бранденбург) , затем на "Таборскую Сцену" во Франкфурте-на-Майне. В Берлин возвращается в 1789 году, где переходит на службу в Берлинский Национальный Королевский Театр, на месте которого в XIX веке был построен Шуашпильхаус (ныне-- берлинский Концертхаус). Особо известен был в качестве исполнителя ролей Глостера (Ричард III) и Короля Лира в пьесах Шекспира.

На службе в театре оставался до самой смерти в 1811 году.

Был первым исполнителем роли молодого рыцаря-храмовника в пьесе Лессинга "Натан Мудрый" (про дружбу Лессинга и Моисея Мендельсона мной здесь уже упоминалось).

Совместно с Йозефом Карлом Амброшем (немецк. Joseph Karl Ambrosch, чешск. Josef Karel Ambrož) состоял в берлинской ложе Zur Beständigkeit ("К Постоянству"). Вместе с Йозефом Карлом Амброшем собирал масонские канционалы. Список песен/лидов можно посмотреть вот здесь. В издании Ursula Geisler, Karin Johansson. Choral Singing: Histories and Practices. -- Cambridge Scholars Publishing, 2014 на странице 117 указывается, что канционал 1798 года внес  значительный вклад в дальнейшее развитие традиции немецкого хорового пения. Свои канционалы он подписывает не реальными инициалами, а как F. M. Böheim, где F. M., очевидно, -- Franc Maçon .

Про Амброша и некоторых авторов гимнов (в частности, Негели) позже напишу. В Берлине, Цюрихе, Потсдаме, Праге и Вене формируются целые группы масонов певцов, актеров и музыкантов. Миры театра и масонства в гермоноязычных землях не просто существовали параллельно, а постоянно взаимодействовали и накладывались один на другой.

PS: интересно, что в канционал Бёхайма 1795 года отдельно входит ария Зарастро In diesen heil'gen Hallen (В этих святых стенах, муз. В.-А. Моцарт, слова -- Э. Шиканедер). Пожалуй, это единственная часть "Волшебной Флейты", имеющая прямое отношение к масонству:

« Останнє редагування: Лютий 18, 2019, 05:55:47 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #109 : Лютий 18, 2019, 01:48:53 am »


Hans Georg Nägeli (Ханс Георг Негели) (1773-1836)

Родился в Ветциконе (кантон Цюрих) и жил и работал в Цюрихе до самой своей смерти. В детстве обучался музыке и нотной грамоте у своего отца. Открыл частный нотный магазин в Цюрихе в 1790 году. В 1803 году издаёт "Репертуар клавесинистов" (Répertoire des Clavecinistes). Первым издавал Муцио Клементи, Иоганна Баптиста Крамера и три сонаты Людвига ван Бетховена. Одним из первых издал "Хорошо темперированный клавир"Das wohltemperierte Klavier BWV 846—893 Иоганна Себастьяна Баха. Всем издателям Баха, включая Негели, приходилось значительно дорабатывать и перерабатывать уртекст и рукописные копии, восполняя лакуны и внося транскрипции и транспонирование (подробнее см. Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. -- СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2001 ). Фактически, "Хорошо темперированный клавир" как мы его знаем сейчас, отчасти, следует атрибутировать не только Баху, но и его типографским издателям, включая Негели.
Организовал два хоровых общества: Singinstitut в 1805 и Sängerverein в 1828. Работал преподавателем пения и музыки в начальной школе. В 1826 году выходит серия эссе в Vorlesungen über Musik mit Berucksichtung der Dilettanten . Был активным членом  общества Allgemeine Musik-Gesellschaft Zürich .

Как уже упоминалось ранее, дружил с Бёхаймом и помогал ему в составлении и издании сборников масонских гимнов. Вместе с Бёхаймом они обменивались материалами для совместного издания: Бёхаймом -- в Берлине, Негели -- в Цюрихе.

В частности, в сборнике Бёхайма за 1795 год есть песня в жанре поздних Carpe Diem -- Freut euch des Lebens (Радуйся жизни!), атрибутированная к Негели. На самом деле, изначально автором песни был композитор Исаак Хирцель, автор слов-- Мартин Устери (автограф в рукописи). Впервые песня была исполнена в Цюрихе в 1793 году. В 1794 году Негели отправляет продавцам нот Breitkopf & Härtel в Лейпциге сто листов только с этой одной-единственной песней "для исполнения в компании". В 1796 направляет копию Бёхайму для включения в сборник. Песня была транскрибирована, транспонирована и парафразирована Негели.

Вот современные варианты исполнения данной песни:




Появился также маршевый вариант данной песни:


В каталоге Катарины Мюллер Негели (полностью или частично) атрибутируются также другие масонские песни.

Ms. Car XV 233. I : 55.  Bundeslied der Freimaurer [MM] : Erschall, o Gefühl vom maurischen Bunde,
f[ür] Disc[ant]solo u[nd] gem[ischten] Chor . Автограф Негели. У Бёхайма та же песня атрибутирована Амброшу.Также в Gesangbuch für freimaurer, 1885 A541d автором указан Амброш.

Ms. Car XV 233. I : 10. Maurerlied [MM] : Hier tragen wir zu den Altären, f[ür] Tenor solo u[nd]
gem[ischten] Chor / [komponiert von] Schulz (Негели указан как аранжировщик). Эта песня Шульца была известна и ранее и в 1788 публиковалась в масонском сборнике гимнов Vollständiges Liederbuch der Freymäurer. Dritter Theil mit ganz neuen Melodien von der Herren Capellmeistern Bach, Naumann und Schulz, 1788 . Изданы в Лейпциге и Копенгагене Иоганном Готтлобом Простом из ДЛ "Zerubabel" ("Зоровавель") на Востоке Копенгагена. Что интересно, в издании принимает участие именно Карл Филипп Эммануэль Бах, которого принято считать профаном, а не Вильгельм Фридрих Эрнст Бах (косвенных свидетельств о принадлежности к масонству которого гораздо больше). Тем не менее, нет достаточных оснований утверждать принадлежность к масонству Карла Филиппа Эммануэля Баха.


Ms. Car XV 239. IV : 14a–d . [Lieder] [MM] / [für gemischten Chor arrangiert von Hans Georg Nägeli] . -- аранжировки Негели, сборник. В сборник, в частности, входит Für Freimaurer: „Wie hehr im Glase blinket“ (музыка -- Иоганн Абрахам Петер Шульц, слова -- Иоганн Хайнрих Фосс). На те же слова позже положена музыка Феликса Мендельсона (см. соч. MWV G 11).

Изданные им произведения других композиторов (только издатель, не автор и не аранжировщик):

Франц Вильгельм Абт

Ms. Car XV 243 (21) : 2 . Maurerei kann jede Stätte [MM] : [für] Männerchor

Как уже упоминалось ранее, в Choral Singing: Histories and Practices явно отмечен вклад Негели в развитие немецкой песенной культуры именно как масонского композитора и аранжировщика.

Интересно, что при отсутствии прямых документальных подтверждений принадлежности к масонству Карла Филиппа Эммануэля Баха и Феликса Мендельсона Бартольди, мы имеем косвенные свидетельства об их "хотя бы взаимодействии" с братством вольных каменщиков.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #110 : Лютий 18, 2019, 03:22:28 am »
Josef Karel Ambrož / Joseph Karl Ambrosch (Йозеф Карл Амброш) 1754-1822

Родился в городе Чески Крумлов/Крумау (Český Krumlov/Krumau) в 1754 и с детства проявлял способности к музыкальным штудиям. Был учеником Яна Антонина Кожелуга. С 1784 года выступает с концертами в Баварии, Ганновере, Гамбурге и Вене. С 1791 года первый тенор Королевской Оперы в Берлине, где выступал вплоть до своего выхода на пенсию в 1821 году. В ходе своей карьеры пел партии Бельмонта (Похищение из сераля, Моцарт), Тамино (Волшебная флейта, Моцарт), Пилада (Ифигения в Тавриде, Глюк), Мернея (опера Винтера Das unterbrochene Opferfest ), Убальдо (опера Армида Йозефа Мысливечека).

Известные потомки:

Минна Беккер (урожд. Амброш) -- оперная певица, жена Хайнриха Беккера
Юлиус Амброш -- профессор археологии и ректор Вроцлавского Университета

Вот текст его песни "Ожидание" (Die Erwartung):

https://www.kohoutikriz.org/autor.html?id=ambro#iambro

Как уже упоминалось ранее, Йозеф Карл Амброш состоял в одной ложе Zur Beständigkeit ("К Постоянству") вместе с Йозефом Михаэлем Бёхаймом и также состоял в переписке с Хансом Георгом Негели. Ранее уже был мной упомянут как автор масонского гимна Erschall, o Gefühl vom maurischen Bunde .

В негелевском каталоге Катарины Мюллер также указан как автор музыки к Festen Mut am schlimmen Tage (Ms. Car XV 240. II : 51–100 ). В сборнике Бёхайма от 1795 ему атрибутированы аж семнадцать (!) лидов.

Учитывая сказанное, можно сделать смелое предположение, что современное светское хоровое пение Германии создано выходцами из Чехии-- Бёхаймом и Амброшем-- причем, через масонство.
« Останнє редагування: Лютий 18, 2019, 06:00:23 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #111 : Лютий 18, 2019, 06:44:21 am »


Leopold Antonín Koželuh / Leopold Anton Kotzeluch (Леопольд Антонин Кожелуг) 1747 - 1818

Родился в 1747 году в городе Вельвары (чешск. Velvary, нем. Welwarn ) в семье швеца и ткача Антонина Бартоломьея Кожелуга. При рождении получил имя Ян Антонин Кожелуг. Его полным тезкой был его двоюродный брат и тоже композитор (годы жизни 1738-1814) Ян Эвангелиста Антонин Кожелуг ст.. Оба были весьма талантливыми. Чтобы избежать этой жуткой путаницы, Ян Антонин Кожелуг мл. взял себе новое имя Леопольд, на которое исправил все свои документы. Новое имянаречение состоялось в 1774 году в честь будущего Императора Священной Римской Империи Леопольда II.

Первым сочинением был балет 1771 года, поставленный в Праге. Всего сочинил двадцать пять подобных композиций. В 1778 переезжает в Вену, где его преподавателями были Иоганн Георг Альбрестбергер и Франтишек Ксавер Душек. В Вене он быстро приобрел известность и был назначен личным преподавателем Марии-Елизаветы, эрцгерцогини Австрийской, дочери Марии-Терезии.

В 1784-1802 году держит в Вене музыкальное издательство (см. "Чехи в Вене", сс. 55 / 199 (билингва).

В 1781 году отверг пост придворного капельмейстера и композитора в Зальцбурге: место освободилось после увольнения Моцарта и Леопольд Антон Кожелуг не считал для себя возможным занимать этот пост при живом Моцарте. Только в 1792 году он принял предложение о назначении на пост придворного капельмейстера Вене и придворного композитора в Праге, когда Моцарт уже скончался. Еще до своего назначения, Леопольд Кожелуг стал более высокооплачиваемым композитором и музыкантом, чем Моцарт, причем, еще при жизни последнего, получая до тысячи золотых в год. Не исключаю, что это положение дел тоже могло раздражать Моцарта. Если и есть в ту эпоху "история зависти", то это история зависти Вольфганга Амадея Моцарта к Леопольду Кожелугу, а не Сальери к Моцарту.

Тем не менее, сам Моцарт (как, кстати, и Бетховен), при жизни резко критиковал Леопольда Кожелуга за... ОБЪЕМ написанного: мол, "слишком много" сочиняет. Не смотря на это, Леопольд Кожелуг не считал для себя возможным "занимать место" Моцарта даже на тех постах, с которых Моцарт был уже уволен, или на тех, на которые Моцарт мог претендовать только теоретически.

До нас дошли около четырех сотен сочинений Леопольда Кожелуга, из которых тридцать симфоний, двацдать два клавирных концерта, двадцать пять балетов, двадцать четыре скрипичные сонаты, шестьдесят три клавирных трио и др.

В Вене на посту придворного капельмейстера Леопольда Кожелуга сменил Франтишек Крамарж (нем. Франц Кроммер).  Дочь Леопольда Кожелуга -- Катержина Кожелугова -- стала известной пианисткой.

По одним данным, Леопольд Кожелуг вступил в Вене в масонскую ложу в 1781 году (также см. альманах Proměny/Metamorphoses Чехословацкого Общества Наук и Искусства, том 21 за 1984 г., стр. 152) , а по другим данным -- "около 1790 года" ( "Podobně jako Mozart, vstoupil Koželuh okolo roku 1790 ve Vídni do zednářské lóže" см. в статье Зденьки Нечесаной). Точной информации нет, документы утрачены и сведения о его масонстве дошли до нас только по фрагментам и свидетельствам.

В 1783 сочиняет масонскую кантату Joseph, der Menschheit Segen в честь Императора Священной Римской Империи Иосифа II.

Удалось найти только фрагмент Кантаты:


В 1791 году по случаю коронации Леопольда II, имя которого он сам себе взял ранее, Королем Чешским, сочиняет торжественную масонскую кантату и в его честь.

Вот его симфония Ля Мажор в исполнении Пражского Камерного Орекстра под управлением Йозефа Сука старшего:


Другие произведения Леопольда Кожелуга:




« Останнє редагування: Лютий 19, 2019, 10:59:36 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #112 : Лютий 19, 2019, 10:07:50 am »

Вынужден исправить свою ошибку. Достоверных свидетельств и документов о принадлежности Франтишека Бенды, Йозефа Бенды, Яна Йиржи Бенды мл. к масонству не существует. Документально подтверждается только членство Йиржи Антонина (Георга Антона), но не всех прочих его братьев.

И снова про Франтишека Бенду



Тем не менее, кое-что интересное, всё-таки, есть. Философский Факультет Университета Масарика в Брно выложил в открытый доступ монографии Владимира Хелферта, посвященные семейству Бенда. В  Helfert, Vladimír. Jiří Benda : příspěvek k problému české hudební emigrace. Část 1, Základy. Brno: Filosofická fakulta s podporou Ministerstva školství a národní osvěty, 1929 в главе III Emgirace на сс. 138-139 описывает духовное перерождение Франтишека Бенды, которое состоялось с ним в Варшаве. Франтишек Бенда, как и все прочие его братья, учился в иезуитском колледже и стоял на строгих католических антипротестантских позициях. В 1729 году он прибывает в Варшаву, где знакомится с валторнистом Виднером, который и переубедил его стать протестантом, призывая критически читать Библию. Но дело в том, что Франтишек Бенда тайно читал Библию еще до своей встречи с Виднером и вместе с Библией читал трактат Арндта "Об истинном христианстве". Как такое может быть?

Скорее всего, на него повлиял его преподаватель Карл Генрих Граун, который, по косвенным данным, был масоном (песня Карла Генриха Грауна Auferstehn, ja auferstehn wirst du, mein staub (музыка в 1758 на ранее написанный масонский текст 1757 года  Фридриха Готлиба Клопштока, поэта и масона, состоявшего в ложе Zu den drei Rosen в Гамбурге) , например, публиковалась в масонском канционале Gesangbuch für freimaurer, 1885; Фридрих Великий писал либретто для опер Грауна: Silla (1753), Montezuma (1755), I fratelli nemici (1756), La Merope (1756), подробнее см. Helmut Reinalter. Mozart und die geheimen Gesellschaften seiner Zeit. стр. 45). Граун не склонял своего студента к протестантизму -- просто ему "подсунул" Арндта, а валторнист Виднер своими диспутами лишь довершил "алхимический процесс" духовного перерождения. Подчеркиваю, с Грауном -- лишь рабочая гипотеза. Но такого рода духовные рекомендации были вполне в духе Грауна.

В 1733 году Франтишек Бенда поступает на службу к Фридриху Великому, где становится придворным композитором и музыкантом в Потсдаме (первая скрипка -- с 1740 года, капельмейстер -- с 1771 года). Для Франтишека Бенды Фридрих Великий покупал самые лучшие скрипки Европы от Страдивари, Амати и чешских и польских мастеров.

В своей автобиографии Франтишек Бенда ни о каком масонстве не упоминает.

То есть, всё его духовное перерождение происходило, исключительно, в церковной "системе координат": от иезуитов -- к протестантам. И еще было взаимное влияние между ним и масонами Карлом Грауном в Вене и Фридрихом Великим в Потсдаме. Граун, судя по всему, и выписал Франтишеку Бенде рекомендательное письмо к Фридриху Великому, с которым был лично знаком.

 Про Карла Генриха Грауна и Йиржи Антонина Бенду подробнее напишу позже. А пока, другие замечательные произведения не-масона Франтишека Бенды:





Ну и, конечно, не могу обойти вниманием его Каприччио в исполнении Йозефа Сука младшего:


Какую-то такую музыку играли при дворе Фридриха Великого. Вообще, похоже, Фридрих никого из композиторов в масонство специально не втягивал: что Карл Диттерс фон Дитерсдорф, что Франтишек Бенда сами масонами не были, хоть постоянно вращались в масонских кругах около Фридриха. А сам масонский мир не был чем-то изолированным: масоны не были замкнуты сами в себе и пользовались музыкой, в том числе, и композиторов профанов, причем, некоторых из них поддерживали даже больше, чем "своих": для Фридриха Великого основными критериями были талант и усердие, а не формальная принадлежность к Братству.

UPD: дополнительные материалы по теме:

Heartz, Daniel. "Coming of Age in Bohemia: The Musical Apprenticeships of Benda and Gluck." The Journal of Musicology 6, no. 4 (1988): 510-27. JSTOR: https://www.jstor.org/stable/763744 doi:10.2307/763744.

http://www.bach-cantatas.com/Lib/Benda-Franz.htm

https://www.rozhlas.cz/klasika/composers/_zprava/frantisek-benda--1004408
« Останнє редагування: Лютий 19, 2019, 01:29:45 pm від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #113 : Лютий 19, 2019, 11:48:48 am »

Chris Hodapp признает включение Луиса Армстронга в список масонов "вероятно, ошибочным" . Скорее всего, Луис Армстронг состоял в какой-либо из многочисленных лож (а в Нью-Йорке их, на самом деле, много) непризнанного "независимого" черного масонства, параллельно состоя в парамасонской ложе Knights of Pythias.

В новом дизайне сайта Ходдапа этой записи больше нет, а в его блоге за декабрь 2016 запись тоже отсутствует. Запись с сайта не восстанавливается через archive.org (заблокировано в robots.txt или каким-либо другим способом контентной фильтрации). То есть, он запись не просто "снес", а еще и предотворатил ее восстановление.

Мои собственные изыскания привели меня к тому, что масоном, всё-таки, был, но в независимой ложе Prince Hall, не входящей ни в Compact, ни в Affiliation. Технически, тратить время на доказательство не буду, так что можете считать это не доказанным тезисом, а необоснованным личным мнением. Cécile Révauger его масоном, всё-таки, считает ссылается на Joseph Walkes (автор Black Square & Compass: 200 Years of Prince Hall Freemasonry и Prince Hall's Mission ), который допускает членство в непризнанной ассоциации, а также ссылается на саму автобиографию Армстронга, где тот упоминает, что его отец состоял в Odd Fellows, а его самого нанимали играть на масонских фюнералах (см. From Prince Hall to the Giants of Jazz , книга вышла уже после замечаний Ходдапа к первому изданию Freemasons for Dummies в 2006 году). Сесиль Ревогер ссылается на косвенные фрагменты и свидетельства, не на документы цитату из указанного сочинения по Google Books см. в аттаче. В номере австралийского журнала Freemason за июнь 2017 на странице 12 цитируется само сообщение Joseph Walkes от 1992 года и автобиография Луи Армстронга, где он упоминает о своём членстве в Knights of Pythias. Что интересно, то же общество "Филаксис" исправно ведет список "фальшивых" лож, причем, некоторые из них учреждены довольно давно. Вероятно , Армстронг входил в какую-то из них.

В данном эссе Tuncel Gulsoy & Alan J. Hutchison (взято с http://web.mit.edu/dryfoo/masonry/Essays/ ) упоминается всё та же Montgomery Lodge 18 как Prince Hall Affiliation. Affiliation точно не релевантно, а насчет Prince Hall вопрос дискуссионный.

Еще известно, что Louis Armstrong выступал в историческом храме Prince Hall и Odd Fellows в Батон Руж в Луизиане.

http://historicalbatonrouge.blogspot.com/2009/01/prince-hall-masonic-temple-temple.html

В любом случае, точные фактические данные есть только по тому, что

1. Состоял у пара-масонов в Knights of Pythias. История Knights of Pythias есть в номере официального журнала общества Phylaxis за первую четверть 2012 года на странице 21.
2. Точно не состоял ни в Affiliation, ни в Compact.

Ото всей этой путаницы предлагаю развеяться композицией Everybody Jam, посвященной Скэтмэном Джоном великому Луису Армстронгу:

« Останнє редагування: Лютий 20, 2019, 06:24:13 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #114 : Лютий 20, 2019, 02:47:34 pm »
К сожалению, не для всех композиторов удаётся найти аудиозаписи. Буду стараться, по-возможности, выкладывать хотя бы ноты или табулатуры.  :coffee:

Возможно, кто-то сочтет за труд и исполнит... Или не исполнит. Whatever. Nevermind.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #115 : Лютий 20, 2019, 07:30:26 pm »
Кажется, начинаю понимать, за что Моцарт и Бетховен недолюбливали Леопольда Кожелуга: он превратил "теологию в технологию", перевернул принципы Artificium Cabbalae "наоборот". Гармониям Моцарта можно сопоставить совокупность числовых кодов и абстракций. Ничего нового в этом нет: такую же музыкальную гематрию периодически вычисляли еще и у Баха. Разумеется, это в чистом виде эзотерика, не имеющая отношения к сольфеджио. Так вот, Кожелуг проделал обратный процесс: он "декомпилировал" Моцарта и Бетховена и дальше занимался технической перестановкой "чисел" и абстракций по принципам темуры, обратно генерируя новые "произведения". Есть в этом что-то "черномагическое"-- это такое "композиторство наоборот". До "совершенства" довёл эту технику Адальберт Гироветц (Войтех Йировец): в своей автобиографии он называет себя известным и популярным по состоянию на 1820 год, но "нищим и забытым" уже в 1826 году. В 1846 году, за четыре года до своей смерти, Адальберт Йировец пишет: "как странно... продолжать жить, будучи уже давно мертвым духовно" -- вот, вот это он почувствовал!

Леопольду Кожелугу показалось, что он "ухватил Бога за бороду", поймал "секрет" таинственной музыки, откопал "философский камень", который теперь может "клепать" в промышленном масштабе: украл таинство с алтаря. Но пришел XIXй век и краденое духовное золото превратилось в ничего не стоящие черепки, карета превратилась в тыкву. Кто бы что ни говорил, у Великого Жнеца, пожирающего своих детей, есть "чувство юмора". В чистом виде, библейский сюжет:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Кожелуг и последователь той же школы Гироветц (кстати, в своё время помогавший Гайдну в Лондоне) вкусили. Но им было не суждено жить вечно, в отличие от Моцарта и Бетховена.

Да и если так разобраться, отнюдь не только лишь благородством был движим Кожелуг: он понимал, что, будучи назначен куда-либо еще при живом Моцарте, он станет сравниваемым с ним, с Великим. И сравнение будет не в пользу Кожелуга, уже зарабатывавшего больше Моцарта. А считать деньги Леопольд Кожелуг умел.
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #116 : Лютий 21, 2019, 06:11:42 pm »
Возьму небольшой перерыв до середины марта на перепроверку материалов. Будет еще.  8)
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Lucem

  • Lodge «Golden Acacia» No.4
  • Administrator
  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 757
  • Reputation Power: 3
  • Lucem has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #117 : Лютий 21, 2019, 09:25:17 pm »
Возьму небольшой перерыв до середины марта на перепроверку материалов. Будет еще.  8)
Особисто я буду чекати  ;)

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #118 : Лютий 24, 2019, 10:03:44 pm »
Возьму небольшой перерыв до середины марта на перепроверку материалов. Будет еще.  8)
Особисто я буду чекати  ;)

В настоящий момент, временно проживаю в Республике Кипр.

Поэтому, не могу не упомянуть такого выдающегося масона, как Солон Михаилидис.

Σόλων Μιχαηλίδης (Solon Michaelides) 1905-1979

Родился в 1905 году в Лефкосии ("Никосии"), когда Кипр был под Британским колониальным управлением. Отец Михаил Хаджикириакос, мать -- Элени Соломониду. С начальной школы изучал игру на струнных щипковых инструментах (гитара, лютня, мандолина и др.) и в 1927 году стал преподавателем Государственной Консерватории по классу гитары и щипковых инструментов и истории и теории музыки. Еврейский пианист из России Исайя Калмановитс обучил его игре на фортепиано. Заочно обучался теории музыки в Trinity College of Music в Лондоне.
Позже переезжает в Париж, где в École Νοrmale de Musique изучает гармонию и контрапункт, берет уроки фортепиано у Alfred Cortot и R. Maire. Заканчивает обучение Schola Cantorum, где брал уроки композиции у Guy de Lioncourt и оркестрового дирижирования у Marcel Labey.

Именно в Париже Солон Михаэлидис сочиняет свои первые произведения. Выпускается из Schola Cantorum с дипломом композитора в 1934 году. В 1934 году в Лимассоле им основан первый греческий оркестр Кипра. Тогда же с женой основал Консерваторию Лимассола. В 1938 году основана Концертная Ассоциация Консерватории Лимассола для проведения концертов. Оба проекта поставили Солона Михаэлидиса на грань банкртоства, его личные финансы были на нуле и он не мог финансировать оба проекта. С 1938 по 1956 художественный руководитель и дирижер созданного им же хора "Арис".

В 1946 году произведения Солона Михаэлидиса впервые исполняются в Афинах. Афинский Государственный Оркестр под управлением Феодора Вавагиани представил свою интерпретацию Двух византийских эскизов для скрипки с оркестром Солона Михаэлидиса.

Ограниченный бюджет Кипра не мог себе позволить поддержку взрослого музыканта и Солон Михаэлидис находился в состоянии, как он сам описывал, "мучительной изоляции". В 1956 году прекращает руководить хором "Арис" и переезжает в Грецию, где с 1957 по 1970 год руководит Консерваторией в Салониках. С 1959 года дирижер Симфонического Оркестра Северной Греции.

Переворот 1967 привел ко временному прекращению концертной деятельности: финансирование оркестра было прекращено и исполнение многих музыкальных произведений запрещено. Солону Михаэлидису удалось частично решить проблему, восстановив на работе двадцать музыкантов оркестра из семидесяти пяти после представления программы сокращения расходов и согласования репертуара. После падения режима черных полковников, деятельность орекстра восстаноилась в полном объеме в 1975 году.

В 1979 году мэр Лимассола предложил присвоить ему звание почетного гражданина Лимассола. По пути на Кипр, Солон Михаэлидис скончался в Афинах 10 сентября 1979 года.

Вот неполный список его музыкальных произведений:

  • опера «Одиссей» (по Гомеру, 1955)
  • балет «Навсикая» (1961)
  • кантата «Свободные, осаждённые» (1960)
  • симфоническая поэма «De Profundis» (по Оскару Уайльду)
  • 2 греческие симфонические картины:
    «Рассвет над Парфеноном»
    «Праздник в Какове»
  • сюиты на греческие темы
  • «Архаическая сюита» для флейты, арфы и струнного оркестра
  • «2 византийских эскиза» для скрипки с opкестром
  • струнный квартет
  • фортепианное трио
  • «Лира Сафо» для фортепиано
  • «Деревенская свадьба» для флейты с камерным оркестром

Сайт основанного им оркестра Салоник:

https://www.tsso.gr/

В 2005 году муниципалитет Лимассола открыл посвященный Солону Михаилидису музей:

https://www.limassolmunicipal.com.cy/en/solonas-mixailidis

Теперь о его масонской биографии. Солон Михаиэлидис до 1946 года был активным членом ложи "Зенон" номер 18. 7 мая 1945 года сохранилось его приветствие амфиктионии Ларнаки от имени ложи Зенон, членом которой он был на тот момент. Сохранилась речь Солона Михаэлидиса на празднике в честь Греческого Масонства 24 марта 1945 года, а также сертификат о его принадлежности к ложе "Платон" номер 6 капитула РК . В 1946-1947 году получает грант от British Council на обучение в Лондоне и некоторое время посещал ложи в Англии.

Сведения о масонстве Солона Михаэлидиса с соответствующими ссылками есть в монографии: Solon Michaelides: New Information About his Work, as Appears in the "Solon Michaelides Archive" .

Ложа "Зенон" #18 была основана на Кипре в 1893 году ложей St. Paul 's Lodge No. 2277 , которая помогала ложе "Зенон" в составлении ее греческой конституции, делила с ней реквизит и помещения на Jerusalem street в Лимассоле. 4 декабря 2005 года состоялась учредительная ассамблея Великой Ложи Кипра, к которой, однако, ложа Зенон не присоединилась, предпочтя остаться в составе дистрикта ОВЛА. Великая Ложа Кипра была сформирована ложами, ранее основанными ОВЛА и Светлейшим Великим Востоком Греции.

Вот некоторые из произведений Солона Михаилидиса:








« Останнє редагування: Березень 11, 2019, 03:00:49 am від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19

Max MT

  • Місцевий
  • ***
  • Повідомлень: 219
  • Reputation Power: 3
  • Max MT has no influence.
Re: Музыканты масоны
« Reply #119 : Лютий 28, 2019, 09:17:18 pm »
Νικόλαος Μάντζαρος (член Великого Востока Греции на острове Корфу:


На его музыку текст положил выдающийся поэт Διονύσιος Σολωμός , член ДЛ "Венизелос Афина" Великого Востока Греции на острове Корфу. Первый куплет гимна "Ύμνος εις την Ελευθερίαν" сейчас является государственным гимном Греческой Республики и Республики Кипр. Удалось найти только, что и у Николаоса Манцарос и Дионисия Соломоса был "четвертый градус" и что их очень любят в современном греческом ДПШУ.

Собственно, удалось установить, что Николаос Манцарос был членом ДЛ Φοίνιξ Κέρκυρας ("Феникс Корфу") в составе Великого Востока Греции на острове Корфу. Т.е.., Манцарос -- член ДЛ "Феникс Корфу", а Соломос -- член ДЛ "Венизелос Афина".

Интересно, что Манцарос также писал и духовную музыку, причем, как для православных, так и для католиков. Он автор трех католических месс: 1819, 1825 и 1835 г., а также в 1830 г. написал Te Deum для католического обряда. Католическую музыку он писал для католических церквей Италии и Греции.

Кое-где чувствуется музыкальное цитирование и парафразирование на другого грека, писавшего музыку для католиков -- Франгискоса Леонтаритиса (выходец из Крита, жил в Венеции в XVI веке).

Вот несколько больше композиций Манцароса.

Его Первая Симфония:



Фуга для струнного квартета:


Пятая симфония:


Его именем, кстати, назван оркестр, основанный на острове Корфу в 1890 году. В составе орекстра -- 250 (двести пятьдесят!) музыкантов.


Манцарос вдохновлялся творчеством "отца" ионийской композиторской школы Антониоса Ливералиса:


Осмелюсь также привести две замечательные аранжировки гимна Греции и Кипра (музыка Манцароса):


« Останнє редагування: Лютий 28, 2019, 09:27:37 pm від Max MT »
Max M.T.
---
...Sacrificium Deo spiritus contribulatus; cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies. PS 50:19