Офіційний форум Великої Ложі України

Вільний муляр => Культура та мистецтво => Тема розпочата: Мастер Евгений від Лютий 19, 2008, 02:04:31 am

Назва: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Лютий 19, 2008, 02:04:31 am
...
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: alex від Березень 13, 2008, 06:26:41 pm
Искренне присоединяюсь к Вашим словам!Р.С уважением,Ваш коллега по Работе!
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 27, 2009, 12:05:38 am
Мене зацікавило значення слів "Ars Regia". Ось що я знайшов про це

Майстер Євгеній

ARS REGIA

Озноб свободы, - а не сласти власти, -
Нам позднее признанье принесло.
Любезный брат, чернорабочий Мастер,
Благословенно наше ремесло!

В родстве – с неторопливыми веками,
Преобразуя в золото – свинец,
Ты сам себе – и каменщик, и камень,
Творение Господне - и творец.

Трудов - вседневных - светлая основа
Сближает, – на последнем этаже, -
Звучание утраченного слова
И графику небесных чертежей.

Дорога к Храму, - долгая дорога, -
Смиряет - ученический азарт.
И с наших лиц, – взыскующе и строго, -
Глядят Хирама вечные глаза.

Сама Алхімія -- Царське Мистецтво, Ars Regia, яким спочатку займалися єгипетський Фараон та його маги (М. Серрано, "Воскресіння Героя").

Схоже, що це езотеричне вчення. Розкажіть про це детальніше.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Червень 27, 2009, 10:29:44 am
Королівським мистецтвом називають Масонство.
А ось тут:

Благословенно наше ремесло!

Незгоден з Майстром Євгеном. В моєму розумі ремесло це те чим ти займаєшся заради "хліба насущного". А мистецтво - для душі, для самовираження та самовдосконалення.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 27, 2009, 05:18:25 pm
Королівським мистецтвом називають Масонство.
А ось тут:

Благословенно наше ремесло!

Незгоден з Майстром Євгеном. В моєму розумі ремесло це те чим ти займаєшся заради "хліба насущного". А мистецтво - для душі, для самовираження та самовдосконалення.
Згідно поняттю "сродної праці" Григорія Сковороди мистецтво повинно бути ремеслом.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Червень 28, 2009, 01:51:51 pm
Мистецтво МОЖЕ стати ремеслом, а ремесло МОЖЕ стати мистецтвом. Але мистецтво яке стало ремеслом щось втрачає, перестає бути чистим мистецтвом. Митець має бути голодним, а яке ж то ремесло, якщо воно залишає людину голодною?
Напевне помилкою Сковороди було вважати повну "предопределенность сродства", його "сто чинов и ремесел" обмежують, спрощують духовну складову людини. Людина, мабуть таки, не з двох частин. А якщо й з двох, то ці частини мають безліч граней. Людина багатогранніша за листок паперу.
Цитувати
— Я еще не все понимаю, но давай представим себе вот что… Гончар делает горшок. Это его ремесло — делать горшки. Оно его кормит, ремесло это, да и от горшка польза несомненная — можно продать, можно воды налить, можно еще что-нибудь. Ремесло гончара — горшки делать, ремесло садовника — выращивать айву и персики, ремесло ткача — полотно ткать… а ремесло воина? Шулмуса или Дикого Лезвия?! Что делает воин?
—  Убивает, Чэн. Воин — убивает. Умело и быстро.
—  Зачем?
—  Чтобы выжить самому. Ремесло воина — умная ярость.
—  Да. Умная ярость. Чтобы убить — и выжить. И взять себе имущество убитого, или его женщину, или его коня — но не это главное. Главное — чтобы выжить самому. И поэтому сколько ни называй это убийство доблестью, умением, подвигом или подлостью, или еще чем — важно, что это тоже ремесло. Ему учат, им сохраняют жизнь, им отнимают жизнь, оно приносит пользу, им можно торговать, у него свои тонкости и навыки…
—  Да, Чэн. Это ремесло. Как гончар делает горшок — так воин убивает.
—  А когда гончар делает не горшок, каких множество, а вазу? Единственную в своем роде? Каких до него не делал никто и никогда?! Если он неделями ломает себе голову над формой завитка на середине ручки этой вазы — хотя житейской пользы от этого завитка никакой?!
—  Это искусство, Чэн. Не ремесло, но — искусство. Не польза, но — радость.
—  А если воину плевать на жизнь и на смерть, если нет врага и нет ярости, а есть он сам и его меч, и отблески движущегося просто так, без житейской цели и пользы клинка чертят в ночном небе диковинный узор, и ноги танцуют, не касаясь земли, а кисточка на рукояти описывает спираль, ведущую в бесконечность, и нет пользы, а есть радость, и ты — это меч, а меч — это ты, это мир, это небо и перехлестывающее через край бренной плоти сознание бессмертия…
—  Это искусство, Чэн. Это мудрая радость творчества, когда мы равны Творцу. Это шаг от ремесла к искусству, это два берега одного ручья — умная ярость воина-ремесленника и мудрая радость воина-творца. Это шаг от Дикого Лезвия к Блистающему, от пользы к красоте, от тела к душе!
Кабирский цикл. Путь меча. Г.Л. Олди
А якщо людина будує храм в собі?
Якщо вона тижнями, місяцями, роками, ціле життя - обтісує ОДИН ЄДИНИЙ камінь.
Це ремесло чи мистецтво?
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 28, 2009, 03:24:48 pm
Митець має бути голодним
Вважаю це стереотипом, що не має раціонального пояснення.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Червень 28, 2009, 04:08:20 pm
А не все має бути раціонально пояснене.
Це образний вираз, який я розумію таким чином:
"Мистецтво доти залишається мистецтвом, доки воно приносить користь душі митця і не приносить користі його тілу."
Подивіться на творчість людей які творили заради виживання - вихваляння правителів чи системи. І їхні ж твори написані для душі.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 28, 2009, 04:10:59 pm
А не все має бути раціонально пояснене.
Це образний вираз, який я розумію таким чином:
"Мистецтво доти залишається мистецтвом, доки воно приносить користь душі митця і не приносить користі його тілу."
Подивіться на творчість людей які творили заради виживання - вихваляння правителів чи системи. І їхні ж твори написані для душі.
Але, якщо людина проявляє свою суть в звеличенні чого б то не було це, все ж, є мистецтвом.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Червень 28, 2009, 04:45:02 pm
Тут ключове "свою суть". Якщо вона возвеличує тирана тому, що розділяє його погляди і захоплюється його вчинками - так це мистецтво. Про його цінність в плані світової культури ми не говоримо.
Але коли людина це робить заради виживання, насилуючи свою суть - мистецтвом це не назвеш.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 28, 2009, 04:57:18 pm
Тут ключове "свою суть". Якщо вона возвеличує тирана тому, що розділяє його погляди і захоплюється його вчинками - так це мистецтво. Про його цінність в плані світової культури ми не говоримо.
Але коли людина це робить заради виживання, насилуючи свою суть - мистецтвом це не назвеш.
Я знав, що писав. Пишучи про суть я мав на увазі чисте мистецтво. Як Ви писали, розділення поглядів.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Червень 28, 2009, 04:59:28 pm
Чисте від чого?
І, що у Вашому розумінні НЕ чисте мистецтво?
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: ROMAN-UA777 від Червень 28, 2009, 09:54:58 pm
Чисте від чого?
І, що у Вашому розумінні НЕ чисте мистецтво?
Чисте мистецтво - це мистецтво без користі. Як ми вже розрізнили мистецтво і ремесло. Але, мистцтво може приносити заробіток. Суть в тому заради чого праця: праця задля праці чи задля заробітку? Звісно, не можна поділяти лише на чорне і біле, але бажано, щоб праця була натхненною, бажаною. Вважаю, що аби люди розуміли ці нюанси - то вони знайшли б золоту середину в пошуках професії.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Червень 30, 2009, 10:06:09 pm
Благословенно наше ремесло!

Незгоден з Майстром Євгеном. В моєму розумі ремесло це те чим ти займаєшся заради "хліба насущного". А мистецтво - для душі, для самовираження та самовдосконалення.

      "Люди средневековья не знали деления своей жизни и деятельности на производственную, общественную, частную и т.п. Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей, со своими мыслями, чувствами, ценностями, верованиями, объединенных общим видом производственной деятельности. Поэтому главная задача цеха - регулирование не производственных, а человеческих отношений....

 ...С точки зрения мифа, знание о какой-либо вещи есть знание о том, как она была создана. И, соответственно, ремесленное познание есть познание о том, как вещь делать, а, следовательно, и о ее сути.

...Форма изделия исходит от Бога; и доказательством того, что мастер верно воспроизвел ее, увиденную духовными очами, или, по словам Фомы Аквинского, "зачатую в недрах его разума", служит красота изделия. Поэтому-то, среди прочего, средневековое ремесло неразрывно связано с искусством. Латинское "аrs", от которого произошли слова современных европейских языков, означающие искусство, в средние века значило скорее "умение". И если "аrtes" делились на "свободные" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, причем последняя означала учение о гармонии, а не исполнительское искусство) и "механические" (от кузнечного либо плотницкого дела до врачевания и актерского лицедейства), то это не было делением на "низкое ремесло" и "Высокое Искусство", но различением умения мыслить и умения делать; первое, правда, было престижнее второго.

         Ремесленное знание, таким образом, являлось особым знанием-умением, знанием, позволявшим понять суть вещей. Это знание тайное, хранящееся в секрете, и не потому только, что обладание им позволяет цеховому мастеру возвыситься над невеждой, или делать куда более добротные изделия, но и потому, что это знание слишком сильное, чтобы попасть в дурные руки - и это еще один аргумент в пользу обязательного "благонравия" для вступающего в цех.

 Мастер роднился не только с собратьями по цеху, но и с производимыми изделиями. Они не были безликим товаром, но как бы частью его самого. В изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами. Так что плохой человек как бы не мог сделать хорошую вещь. Высокие моральные требования к мастеру становятся необходимыми и для его производственной деятельности. И наоборот, ремесленный трактат, содержащий указания о том, как сделать прекрасные вещи, становится как бы трактатом педагогическим, повествующим о том, как стать прекрасным человеком.

...Ремесленные знания организуются в форме мифа, т.е. они, как и полагается мифу, неподвижны, неизменны: мастер лишь копирует божественные формы и дает им материальное воплощение...

...Архитекторы, входившие в цехи каменщиков, с XIII в. объявляют себя геометрами, т.е. занимающимися "свободным искусством". Внутри профессии даже среди членов одного цеха выделяются те, кто причастны знаниям, и простые исполнители.".

Энциклопедия культур.
Д.Э. Харитонович. Ремесло. Цехи и миф.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2.
Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999, с. 118-124
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Липень 01, 2009, 01:05:11 pm
Спасибо за разъяснение Вашей мысли. В таком разрезе действительно, уместно слово "ремесло".
Но всеже есть тонкое различие между ремеслом утилитарным - "механическим" и ремеслом-искусством - "свободным". Кованая решетка, вещь утилитарная, она должна защищать, что то от вторжения, но в тоже время и радовать глаз. Кузнец выковавший её выступает в роли "механического" ремесленника. А тот же кузнец, выковавший цветок или бабочку, которые не несут утилитарных функций, уже "свободный" ремесленник - геометр или музыкант.
Не зря же "...Архитекторы, входившие в цехи каменщиков, с XIII в. объявляют себя геометрами..." отделяясь от обычных ремесленников. А архитектуру и скульптуру называют "музыкой в камне".
Я это к тому, что современному человеку понятней было бы "искусство", а не "ремесло".
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Ioabert від Липень 03, 2009, 03:23:16 pm
Митець має бути голодним
Вважаю це стереотипом, що не має раціонального пояснення.

Так, це стереотип, якщо оцінювати його прямо.
Вираз же має метафиричне значення.
Як на мене, йде мова про духовний голод, тобто бажання постійного пізнання і розуміння, що, не зважаючи на надзвичайні зусилля, ми все ж залишаємось голодними у розумінні необхідності постійного пізнання...
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Липень 03, 2009, 06:02:51 pm

Молитва мастеров


Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,

Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.

Нам может нравиться прямой и честный враг,
Но эти каждый наш выслеживают шаг,

Их радует, что мы в борении, покуда
Петр отрекается и предает Иуда.

Лишь небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.

Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня.

Всем оскорбителям мы говорим привет,
Превозносителям мы отвечаем — нет!

Упреки льстивые и гул молвы хвалебный
Равно для творческой святыни непотребны.

Вам стыдно мастера дурманить беленой,
Как карфагенского слона перед войной.


Николай Гумилёв.

1921
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Липень 03, 2009, 06:24:06 pm
Каждый учитель должен быть мастером, но не каждый мастер может быть учителем.
Дух Закона.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Липень 05, 2009, 09:05:33 pm
Вернёмся к теме,- "Ars Regia".
Если уж вспомнился Николай Гумилёв, - продолжим:



СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Прошел патруль, стуча мечами,
Дурной монах прокрался к милой.
Над островерхими домами
Неведомое опочило.

Но мы спокойны, мы поспорим
Со стражами Господня гнева,
И пахнет звездами и морем
Твой плащ широкий, Женевьева.

Ты помнишь ли, как перед нами
Встал храм, чернеющий во мраке,
Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки.

Торжественный, гранитнокрылый,
Он охранял наш город сонный,
В нем пели молоты и пилы,
В ночи работали масоны.

Слова их скупы и случайны,
Но взоры ясны и упрямы.
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы.

Поцеловав порог узорный,
Свершив коленопреклоненье,
Мы попросили так покорно
Тебе и мне благословенья.

Великий Мастер с нивелиром
Стоял средь грохота и гула
И прошептал: "Идите с миром,
Мы побеждаем Вельзевула".

Пока живут они на свете,
Творят закон святого сева,
Мы смело можем быть как дети,
Любить друг друга, Женевьева.


<Июль 1915>
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Липень 06, 2009, 02:04:06 am
И ещё.
"Из неопубликованного и забытого".



Неизвестный Николай Гумилёв.

«Аполлон», 1913, №3

(автограф журнальной редакции)



Я не скорблю. Так было надо. Правый
Перед собой, не знаю я обид.
Ни тайнами, ни радостью, ни славой
Мгновенный мир меня не обольстит,
И женский взор, то нежный, то лукавый,
Лишь изредка меня во сне томит.

Лишь изредка надменно и лукаво
Во мне кричит ветшающий Адам,
Но тот, кто видел лилию Хирама,
Тот не грустит по сказочным садам
И набожно возводит стены храма,
Угодного земле и небесам.

Нас много здесь собралось с молотками,
И вместе нам работать веселей,
Одна любовь сковала нас цепями,
Что адаманта твёрже и светлей,
И манит белоснежными крылами
Каких-то небывалых лебедей.

Нас много, но одни во власти ночи,
А колыбель других ещё пуста,
О тех скорбит, а о других пророчит
Земных зелёных вёсен красота,
Я ж — прошлого увидевшие очи,
Грядущего разверстые уста.

Всё выше храм, торжественный и дивный,
В нём дышит ладан, и поёт орган.
Сияют нимбы. Облак переливный
Свечей, и солнце — радужный туман.
И слышен голос Мастера призывный
Нам, каменщикам всех времён и стран.


В письме к Гумилёву (21 октября 1915 г.) М. Л. Лозинский напомнил ему
(в связи с этим стихотворением) их «беседу об автобиографических ямбах»
(ЦГАЛИ; Неизданное и несобранное. С. 149).


автограф журнальной редакции:

[Мне золочёный стиль вручил Вергилий,
А строгий Дант — гусиное перо,
И мне не надо ангельских воскрылий,
Чужое отвергаю я добро,
Я лилия простая между лилий,
Средь серебра я только серебро.]


Николай Гумилёв.

Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Липень 06, 2009, 10:11:05 am
Трудноо быть лилией средь лилий и серебром средь серебра.
Намного лече лилией в терновнике и серебром в нужнике.
Мастер Евгений, спасибо.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Липень 07, 2009, 03:15:19 pm
Богдан-Ігор АНТОНИЧ
АЛХІМІЯ
В маленькій келії душно, запах сірки.
Засушений, мов сірка, жовтий маг
в реторту п’ялить очі, повні спраг.
Червоний біс регочеться із дірки. 

Мов кльоша, золота над всім омана
та опар в куреві кімнату губить.
Дрижать в гарячці в’ялі, трухлі губи;
блідий: “Апаге” буркотить, “сатанас”.

Та раптом скрикнув маг — ні, він не п’яний,
очам не вірить: золото в реторті.
Під стелю бризнув струмом регіт чортів.

І жах пішов до монастирських лав,
ченці шепочуть: уночі над ранок
о. Патрикій божевільним став.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Мастер Евгений від Липень 07, 2009, 04:47:07 pm

По моему разумению, - истинный вольный каменщик должен
значительно требовательней относиться - как к сути, так и к форме  
своего поэтического высказывания.
Сонет - традиционно строгая форма.
И профанировать её не следует.
Вот - достойный пример должного отношения к трудам зодческим.



ПОЭТУ

(сонет)


Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.


Брат А.: П.:

принявший посвящение в Достойной Ложе "Овидий"
на Востоке города Кишинёва, в 5822 году Истинного Света.


Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: W. Ulf від Липень 08, 2009, 04:27:22 pm
Аристотель вчив, що трагедія викликає гнів, страх, співчуття, і цим змушує глядача переживати духовне переживання, тим самим очищує душу людини, виховує його. Кажуть, що в цьому була прихована критика Платона, який не вважав музику, зокрема трагедію, засобом соціального виховання.

Всі люди час, від часу підпадають під ослабляючі афекти і, за вченням Аристотеля, одне з завдань мистецтва є безболісне збудження цих афектів, що призводить до катарсису. В результаті чого афекти якби, на якийсь час, видаляються з душі.

Так от, чи може бути витвір ремісника, навіть найкращого ремісника який дотримується всіх канонів ремесла, причиною катарсису?
Що може швидше викликати катарсис?
Держпром в Харкові чи Саграда Фаміліа в Барселоні?


Кожна ідея, дія чи шлях має дві сторони, темну та світлу і відділяти одну від одної, а бо, що ще гірше, робити вигляд, що є тільки одна сторона, не можна! Бо ігнорування темного боку будь якого вчення гарантовано приведе до того, що ти звалишся в цю темну прірву і не зможеш видертись звід там.
Назва: Re: Ars Regia
Відправлено: Hiram=>churchill від Липень 21, 2009, 02:20:03 pm
К. іст. н. Хитровська Ю.В.

НТУУ «КПІ»

Масонство та православна церква в Україні наприкінці XVIII – в середині XIX ст.

Масонство вважало релігію важливим елементом ідеологічного впливу на маси, при цьому не надаючи переваги жодному віровченню, стверджуючи, що всі вони рівні між собою, однаково минущі і недосконалі. Таке ставлення до релігій пояснюється тим, що основним своїм завданням „королівське мистецтво” вважало моральне, інтелектуальне та фізичне вдосконалення людства. Реалізацію цього суперзавдання воно вбачало в уніфікуванні всіх релігійних вчень та руйнуванні національних держав, замінивши їх однією єдиною релігією і однією великою Республікою, де всі народи – одна сім’я. Саме у цих принципах канонічне християнство вбачало релігійну індиферентність і небезпечність “королівського мистецтва”.