Автор Тема: Александр Пушкин  (Прочитано 3167 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Александр Пушкин
« : Квітень 06, 2011, 01:09:48 pm »
Был ли Пушкин масоном? Об этом давно ведутся споры. Первоначально считалось, что единственный случай его связей с масонами – членство в кишиневской ложе «Овидий», где он получил посвящение 4 мая 1821 года. Так записано в его дневнике. Известны его стихи, обращенные к генерал-майору П.С.Пущину, бывшему тогда Досточтимым мастером ложи «Овидий»:

… И скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмешь во длань

И возгласишь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат,

О временщик почтенный!

О Кишинев, о темный град,

Ликуй, им просвещенный!

В то время ложа «Овидий» работала как временная в ожидании официальной инсталляции, которой так не состоялось. Более того, во время посвящения в масонские тайны болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишиневе, произошел скандал, после которого о ней пошла нехорошая слава.

Ложа собиралась в доме на площади у старого собора, который был огорожен только железной решеткой. В те времена Молдавия была местом, где спасались от турецкого гнета греки и болгары, и у собора постоянно толпились беженцы. Как-то раз они увидели, что в этот дом вошел архимандрит Ефрем, а через некоторое время его вывели под руки с завязанными глазами, провели по двору и втолкнули в подвал. Толпившимся на площади почудилось, что священник в опасности. Толпа ворвалась в дом, проникла в подвал, где шла церемония принятия архимандрита в масонское братство, и «освободила» его. Уже утром эта история обсуждалась во всех кишиневских кофейнях, и очень скоро о случившемся узнали в Санкт-Петербурге и Москве.

Это, видимо, и была одна из причин, по которой ложа «Овидий» так не дождалась официального признания. В ноябре 1921 года она была вынуждена прекратить работы. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. К тому же 1 августа 1922 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Но еще до этого уже не работавшая ложа «Овидий» была разгромлена. Когда генерал Пущин написал прошение об отпуске, он получил в ответ приказ об отставке, а на просьбу позволить выехать лечиться на европейские курорты получил резкий отказ. Вскоре после этого был арестован майор В.Ф.Раевский, также состоявший в ложе «Овидий». После этого члены ложи почли за благо не встречаться более, а сам А.Пушкин считал, что именно из-за ложи «Овидий» царь наложил на масонство запрет.

Но «неправильное» членство в кишиневской ложе было не единственной попыткой поэта стать членом братства. В сентябре 1818 года он подавал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Поэтому, говоря о формальной стороне, можно утверждать, что А.Пушкин в масонство так принят и не был.

Но это вовсе не значит, что он не был масоном по существу. В известном письме Жуковскому, написанном 20 января 1826 года, поэт признается, что "был масон в Кишиневской ложе", т.е. считал себя полноправным членом братства. В дополнение к этому он носил длинный ноготь на мизинце, который в то время был отличительным знаком масона. По этому ногтю его узнал Тропинин, пришедший писать с него портрет. Как позднее художник рассказывал князю Оболенскому, он сделал Пушкину масонский знак, но тот в ответ лишь погрозил пальцем.

Пушкин просто не мог не быть масоном. Интеллектуальная среда, в которой воспитывался поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, в доме постоянно читали журналы масонов Н.Новикова и И.Лопухина, издания А.Лабзина и П.Бекетова. Масонство было важнейшей составной частью российской  культуры конца XVIII века, оно было мощным источником философских и творческих идей, целостным миросозерцанием. К тому же русское масонство сильно отличалось от своего западного варианта, оно было одновременно и альтернативой и вызовом как религиозному догматизму, так и дерзости вольтерьянства.

Молодой поэт рано стал проявлять интерес к философским наукам. Уже в 1811 году он увлекся мартинизмом, в том же году по совету масона А.И.Тургенева поступил в Царскосельский лицей, созданный по идее масонов М.М.Сперанского и А.К.Разумовского. Директор лицея В.Ф.Малиновский и многие профессора также были членами масонских лож и со значением называли себя «детьми вдовы».

Позднее многие их питомцы и воспитанники также пройдут путем «ищущих света». А.А.Дельвиг и В.К.Кюхельбекер окажутся в элитной петербургской ложе «Избранного Михаила» вместе с Ф.Глинкой, Н.Гречем, М.Загоскиным, братьями Брюлловыми. Никита Муравьев и Илья Долгоруков вместе с Н.И.Тургеневым окажутся в ложе «Трех добродетелей», куда попытается вступить сам Пушкин. Гравер Н.Уткин, автор известного портрета Пушкина, будет «обрабатывать камень» в ложе «Орфей».

Это – не просто перечень имен и фамилий, это ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке. Не участвуя формально в работах ни в одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. Тем не менее, нельзя сказать, что масонская символика часто появляется в его поэзии. Чаще всего он прибегает к ней, когда обращается к члену братства. Таково "Послание в Сибирь", явно адресованное посвященным масонам. "Звезда пленительного счастья", "Свобода" принимающая пленников "у входа", и братья, отдающие им воплощение власти, меч, - все это символы, абсолютно понятные посвященному в братство. Куда сложнее символика "Пророка", вероятно, самого масонского стихотворения поэта. В нем угадывается церемония масонского посвящения: отверзаются и становятся всевидящими глаза, вместо "грешного языка" в уста вкладывается "жало мудрыя змеи", вместо сердца в грудь вкладывается горящий уголь, пророк возвращается к жизни по зову Бога...

Масонская символика проглядывается и в других произведениях поэта: "Вакхической песне", "Страннике", "Повестях Белкина" и, конечно, в "Маленьких трагедиях". "Моцарт и Сальери", неоднозначно воспринятая современниками, выражала глубокие раздумья поэта не только сути творчества, но и отношениях внутри масонства. И Сальери, и Моцарт - не только выдающиеся музыканты, но и масоны, но сколь различается их отношение к жизни и творчеству. Педант Сальери разъял музыку на части, алгеброй проверил гармонию и... умертвил в себе творца, а легкомысленный Моцарт играючи создавал бессмертные мелодии. Если столь разные люди состоят в одном братстве, то горе братству! - правильные сальери всегда возьмут верх над неправильными моцартами. Эту мысль, видимо, и зашифровал Пушкин в сцене отравления Моцарта: ведь как человек, интересовавшийся и хорошо знавший историю, он не мог не знать настоящей причины смерти великого музыканта.

И, наконец, последнее. На похоронах поэт князь Вяземский положил в гроб Пушкину белую масонскую перчатку, ритуально прощаясь с почившим братом. Не говорит ли это о том, что даже в те годы масоны видели в А.С.Пушкине своего брата?

Был ли Пушкин масоном? Об этом давно ведутся споры. Первоначально считалось, что единственный случай его связей с масонами – членство в кишиневской ложе «Овидий», где он получил посвящение 4 мая 1821 года. Так записано в его дневнике. Известны его стихи, обращенные к генерал-майору П.С.Пущину, бывшему тогда Досточтимым мастером ложи «Овидий»:

… И скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмешь во длань

И возгласишь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат,

О временщик почтенный!

О Кишинев, о темный град,

Ликуй, им просвещенный!

В то время ложа «Овидий» работала как временная в ожидании официальной инсталляции, которой так не состоялось. Более того, во время посвящения в масонские тайны болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишиневе, произошел скандал, после которого о ней пошла нехорошая слава.

Ложа собиралась в доме на площади у старого собора, который был огорожен только железной решеткой. В те времена Молдавия была местом, где спасались от турецкого гнета греки и болгары, и у собора постоянно толпились беженцы. Как-то раз они увидели, что в этот дом вошел архимандрит Ефрем, а через некоторое время его вывели под руки с завязанными глазами, провели по двору и втолкнули в подвал. Толпившимся на площади почудилось, что священник в опасности. Толпа ворвалась в дом, проникла в подвал, где шла церемония принятия архимандрита в масонское братство, и «освободила» его. Уже утром эта история обсуждалась во всех кишиневских кофейнях, и очень скоро о случившемся узнали в Санкт-Петербурге и Москве.

Это, видимо, и была одна из причин, по которой ложа «Овидий» так не дождалась официального признания. В ноябре 1921 года она была вынуждена прекратить работы. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. К тому же 1 августа 1922 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Но еще до этого уже не работавшая ложа «Овидий» была разгромлена. Когда генерал Пущин написал прошение об отпуске, он получил в ответ приказ об отставке, а на просьбу позволить выехать лечиться на европейские курорты получил резкий отказ. Вскоре после этого был арестован майор В.Ф.Раевский, также состоявший в ложе «Овидий». После этого члены ложи почли за благо не встречаться более, а сам А.Пушкин считал, что именно из-за ложи «Овидий» царь наложил на масонство запрет.

Но «неправильное» членство в кишиневской ложе было не единственной попыткой поэта стать членом братства. В сентябре 1818 года он подавал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Поэтому, говоря о формальной стороне, можно утверждать, что А.Пушкин в масонство так принят и не был.

Но это вовсе не значит, что он не был масоном по существу. В известном письме Жуковскому, написанном 20 января 1826 года, поэт признается, что "был масон в Кишиневской ложе", т.е. считал себя полноправным членом братства. В дополнение к этому он носил длинный ноготь на мизинце, который в то время был отличительным знаком масона. По этому ногтю его узнал Тропинин, пришедший писать с него портрет. Как позднее художник рассказывал князю Оболенскому, он сделал Пушкину масонский знак, но тот в ответ лишь погрозил пальцем.

Пушкин просто не мог не быть масоном. Интеллектуальная среда, в которой воспитывался поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, в доме постоянно читали журналы масонов Н.Новикова и И.Лопухина, издания А.Лабзина и П.Бекетова. Масонство было важнейшей составной частью российской  культуры конца XVIII века, оно было мощным источником философских и творческих идей, целостным миросозерцанием. К тому же русское масонство сильно отличалось от своего западного варианта, оно было одновременно и альтернативой и вызовом как религиозному догматизму, так и дерзости вольтерьянства.

Молодой поэт рано стал проявлять интерес к философским наукам. Уже в 1811 году он увлекся мартинизмом, в том же году по совету масона А.И.Тургенева поступил в Царскосельский лицей, созданный по идее масонов М.М.Сперанского и А.К.Разумовского. Директор лицея В.Ф.Малиновский и многие профессора также были членами масонских лож и со значением называли себя «детьми вдовы».

Позднее многие их питомцы и воспитанники также пройдут путем «ищущих света». А.А.Дельвиг и В.К.Кюхельбекер окажутся в элитной петербургской ложе «Избранного Михаила» вместе с Ф.Глинкой, Н.Гречем, М.Загоскиным, братьями Брюлловыми. Никита Муравьев и Илья Долгоруков вместе с Н.И.Тургеневым окажутся в ложе «Трех добродетелей», куда попытается вступить сам Пушкин. Гравер Н.Уткин, автор известного портрета Пушкина, будет «обрабатывать камень» в ложе «Орфей».

Это – не просто перечень имен и фамилий, это ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке. Не участвуя формально в работах ни в одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. Тем не менее, нельзя сказать, что масонская символика часто появляется в его поэзии. Чаще всего он прибегает к ней, когда обращается к члену братства. Таково "Послание в Сибирь", явно адресованное посвященным масонам. "Звезда пленительного счастья", "Свобода" принимающая пленников "у входа", и братья, отдающие им воплощение власти, меч, - все это символы, абсолютно понятные посвященному в братство. Куда сложнее символика "Пророка", вероятно, самого масонского стихотворения поэта. В нем угадывается церемония масонского посвящения: отверзаются и становятся всевидящими глаза, вместо "грешного языка" в уста вкладывается "жало мудрыя змеи", вместо сердца в грудь вкладывается горящий уголь, пророк возвращается к жизни по зову Бога...

Масонская символика проглядывается и в других произведениях поэта: "Вакхической песне", "Страннике", "Повестях Белкина" и, конечно, в "Маленьких трагедиях". "Моцарт и Сальери", неоднозначно воспринятая современниками, выражала глубокие раздумья поэта не только сути творчества, но и отношениях внутри масонства. И Сальери, и Моцарт - не только выдающиеся музыканты, но и масоны, но сколь различается их отношение к жизни и творчеству. Педант Сальери разъял музыку на части, алгеброй проверил гармонию и... умертвил в себе творца, а легкомысленный Моцарт играючи создавал бессмертные мелодии. Если столь разные люди состоят в одном братстве, то горе братству! - правильные сальери всегда возьмут верх над неправильными моцартами. Эту мысль, видимо, и зашифровал Пушкин в сцене отравления Моцарта: ведь как человек, интересовавшийся и хорошо знавший историю, он не мог не знать настоящей причины смерти великого музыканта.

И, наконец, последнее. На похоронах поэт князь Вяземский положил в гроб Пушкину белую масонскую перчатку, ритуально прощаясь с почившим братом. Не говорит ли это о том, что даже в те годы масоны видели в А.С.Пушкине своего брата?
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Каменяр

  • Веталь
  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 3 006
  • Reputation Power: 1
  • Каменяр has no influence.
  • ДЛ № 3 "Каменяр"
Re: Александр Пушкин
« Reply #1 : Квітень 06, 2011, 07:16:09 pm »
У ВЛР є навіть ложа імені А.С. Пушкіна.
http://ukrmason.org/ukr/faq.php
Найчастіші запитання: Як, Де, Коли? :)

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #2 : Квітень 06, 2011, 09:04:42 pm »
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #3 : Квітень 06, 2011, 09:06:02 pm »
В.И.Сахаров, Поэт и "дети вдовы" Новое о масонских связях А.С.Пушкина (По архивным материалам)

http://freemasonry.ru/pushkin/pushkin.htm

"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

rainbow

  • Гість
Re: Александр Пушкин
« Reply #4 : Квітень 06, 2011, 10:13:40 pm »
Очень мне нравится это стихотворение Пушкина.

"Лабиринты и загадки
Мои белые перчатки,
Два крыла манящих в небо,
Там где быль и там где небыль.

Я лечу, лечу над морем,
Шепчет море: «Тише, тише»,
Я летаю, я не слышу
Между радостью и горем.

«Дождь идет» потоком шумным,
Омывает «дикий камень»,
Все останется меж нами
В этом мире не разумном.

Божий промысел и книги,
Блеск интриги в черных лужах,
Крылья и мечты – вериги,
Долг без домыслов досужих. "


frankomason

  • Брати мулярі
  • Писар
  • *****
  • Повідомлень: 465
  • Reputation Power: 0
  • frankomason has no influence.
Re: Александр Пушкин
« Reply #5 : Квітень 08, 2011, 04:12:53 pm »

… И скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмешь во длань

И возгласишь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат,

О временщик почтенный!

О Кишинев, о темный град,

Ликуй, им просвещенный!


Наскільки я знаю, там "каменщик".

В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
In the smoke, blood, through the clouds of arrows
Теперь твоя дорога;
Now is your way;
Но ты предвидишь свой удел,
But do you anticipate your inheritance,
Грядущий наш Квирога!
Coming our Kviroga!

И скоро, скоро смолкнет брань
And soon, soon smolknet swearing
Средь рабского народа,
Middle slave people,
Ты молоток возьмешь во длань
You take a hammer in dlan
И воззовешь: свобода!
And vozzovesh: Freedom!

Хвалю тебя, о верный брат!
Hvalyu you, right on brother!
О каменщик почтенный!
On masonry venerable!
О Кишинев, о темный град!
On Chisinau, on a dark castle!
Ликуй, им просвещенный!
Sing, he enlightened!

TEMPORA MUTANTUR ET NOS MUTAMUR IN ILLIS

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #6 : Квітень 19, 2011, 01:01:38 pm »
История масонства знает множество известных имен. И один из самых известных российских масонов – это Александр Сергеевич Пушкин. Известно, что масонство оказало очень большое влияние не только на него, как на человека, но и на его творчество. И в ряде произведений Пушкина можно не просто проследить масонское влияние, а увидеть, фактически, масонские ритуалы и сам дух масонства, выраженный языком поэзии. Одним из таких произведений, несомненно, является “Пророк”. Я попробую расшифровать масонскую символику данного произведения, с позиции ученика-масона, используя имеющиеся у меня знания о духе масонства и масонских ритуалах.

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,

Первые две строки, фактически, не нуждаются в истолковании. Духовная жажда – это жажда духовных ценностей, жажда, которую поэт испытывает в мире профанов.

И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

А вот образ серафима – несет в себе много смыслов. Шестикрылый серафим – высшее существо, которое является и проводит, фактически, духовную трансформацию – символ того, что в масонство приводят не люди. Изначально приход в масонство – это влияние Великого Строителя Вселенной, движение человеческой души, духовного начала в человеке, выраженного в образе серафима. Это – напоминание всем нам, что в масонство – не приводят. В  масонство – человек приходит сам, движимый потребностями своей души. Символично, что все последующие изменения в человеке осуществляет серафим. То есть изменения, которые происходят в масоне – это, в первую очередь, работа его души.

Перстами легкими, как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Самое главное, что дает серафим поэту – это возможность видеть. Как тут не вспомнить ритуал посвящения первого градуса, где, сразу после прохождения испытаний, новоявленному масону дается возможность видеть. Сравните -

Досточтимый Мастер:
.............
............
............
.............
.............
..............
...............
...............
Новоявленный масон получает дар – видеть. Видеть - в духовном смысле. И это – великий дар масонства.


Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Масон после посвящения получает не только возможность видеть. Он получает еще и знания. Причем знания как о мире духовном, так и о мире плотском. Это – еще один дар.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,

Вспомним, что ученики не имеют права говорить во время ритуальных работ. Время говорить для них еще не пришло. Их время – внимать. И учиться. И это ритуальное молчание рождает в человеке понимание ценности слов, а шире – ценности того, что он делает. Ритуальное молчание – это первый шаг на пути к мудрости.

И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Змея – символ мудрости в оккультной традиции. Через молчание человек меняется. Он понимает ценность своих слов – и его слова обретают вес и мудрость.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Данный отрывок, как мне кажется, несет в себе несколько смыслов. Сердце – это символ человеческих чувств, эмоций. Сердцем человек слушает то, что говорит ему Творец. И неслучайно в ритуале посвящения, прежде чем допустить человека к испытаниям, Досточтимый Мастер  и ложа исследуют его сердце. Вспомним, как это было.

Досточтимый Мастер:
...........................................................

Но это не единственный смысл, который можно увидеть. Меняя сердце на угль, фактически, серафим изменяет нравственную основу человека, превращая его из профана – в масона.
Также извлечение сердце – это символ смерти, смерти человека как профана.

Как труп в пустыне я лежал,

И дальнейшие строки это подтверждают. И, в каком-то смысле, перекликаются с символикой Камеры Размышлений, где неофит пишет завещание и ожидает посвящения, окруженный символами смерти.

И Бога глас ко мне воззвал:

Возрождение же человека как масона – это действие воли Великого Строителя Вселенной. И что же он говорит новоявленному масону? К чему он его призывает?

“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.”

В последних строках символически показаны задачи, которые стоят перед новоявленным масоном и масонством в целом. И основная задача – пробуждать в людях вокруг их духовное начало. Напоминать им  о том, что, помимо плотского мира, есть мир духовный. И обращение людей к нему – есть главнейшая задача масонства, которой наше Братство служит уже много веков. Я сказал.

http://saransk.mybb.ru/viewtopic.php?id=19
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Alexstone

  • Гість
Re: Александр Пушкин
« Reply #7 : Травень 10, 2011, 08:33:00 pm »
Hvalyu you, right on brother!
On masonry venerable!

Interesno kto je bil togda Venerable v Kishinevskoy Loge? Pohoje chto eti stroki poet adresuet svoemu Dostopochtimomu Masteru!  :)

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #8 : Травень 11, 2011, 10:06:47 am »
Hvalyu you, right on brother!
On masonry venerable!

Interesno kto je bil togda Venerable v Kishinevskoy Loge? Pohoje chto eti stroki poet adresuet svoemu Dostopochtimomu Masteru!  :)

Может, это приблизит Вас к ответу? :)

Большинству из жителей современной Молдовы, присутствие масонов в Кишиневе кажется невероятным. И это даже несмотря на то, что в последнее время участились слухи о принадлежности к франкмасонству целого ряда видных молдавских политиков, бизнесменов, общественных деятелей – Серафима Урекяну, Кэлина Виеру, Габриэля Стати, а также других небезызвестных  личностей. А сын бывшего президента Молдовы, Олег Воронин, если верить некоторым газетам, и вообще является Великим Мастером одной из крупных кишиневских лож. Оставим все эти домыслы прессе известной расцветки и попытаемся направить наш взгляд на два столетия назад. А именно, в Кишинев первой четверти 19-го века.

 Кишинев... масонский.

 Кишинев и масоны. Трудно найти более несовместимое словосочетание, особенно сегодня, когда вокруг бушуют всякие конспирологические страсти – от «сионистского заговора» до Бильдербергского клуба, от рыцарей-храмовников до Цайтгайста, от Иллюминатов до нового мирового порядка. Тайные общества и всякие псевдо- или околонаучные спекуляции на их тему сегодня популярны как никогда. Многочисленные конспирологические документальные и художественные фильмы становятся лидерами по количеству просмотров, а книги Дэна Брауна, Майкла Бенджента, Роберта Ли бьют все мыслимые и немыслимые рекорды продаж. Франкмасонство, розенкрейцерство, эзотерика, каббала и другие новомодные словечки сегодня смакуются повсюду, а послевкусие от них отдает легкой нотой экзотики и, может быть, какого-то таинственного романтизма. Но здесь? В Кишиневе? В нашей еще пока очень провинциальной стране? И ладно сейчас, но почти двести лет назад?

Ни для кого из интересующихся историей родного города кишиневцев не является секретом факт существования в бессарабской столице масонской ложи «Овидий-25». Также, подозреваю, все знают, что «дом Кацики», где она находилась, сохранился до сих пор и располагается в старой части старого Кишинева, по адресу ул. Богдан Петричейку-Хашдеу, 2. Наконец, широко известен факт пребывания в этой ложе А.С. Пушкина в годы его южной ссылки.

На этом, однако, перечень общих знаний заканчивается. А между тем, феномен зарождения и существования масонской ложи "Овидий-25" в Кишиневе намного более многогранен, чем это можно было себе представить. Он представляет собой интерес не только в качестве любопытного эпизода в истории нашей столицы. В нем отразились глубокие и интересные процессы, характерные для истории Российской империи первой четверти XIX-го века - недовольство образованной и предприимчивой части русского, прежде всего военного, общества существующим положением дел в стране; отзвук бурных освободительных войн на Балканах; восстания офицеров и дворянства (Семеновский полк, декабристы) и т.д. Наконец, история масонской ложи "Овидий-25" интересна самим списком ее членов, среди которых были многие харизматичные, самобытные личности. Кстати, несмотря на свой еще весьма провинциальный и восточный характер, Кишинев того времени бурлил, кипел всевозможными страстями, вольнодумными идеями, интригами и беседами. Пожалуй, никогда больше за свою историю, наш город не собирал одновременно столь занимательных и известных персонажей - А.С. Пушкин, В.Ф. Раевский, М.Ф. Орлов, А. Ипсиланти, Л. Тардан, А.Ф. Вельтман, И.П. Липранди, Г. Бэнулеску-Бодони и других видных представителей российской элиты, многие из которых состояли в кишиневской ложе.

Но что же представляла собой эта самая ложа? Как она зарождалась, в чем заключались особенности ее деятельности? Наконец, какова была ее судьба? Почему Пушкин, в своем письме Жуковскому, упоминал, что был масон в той самой ложе, «за которую уничтожены в России все ложи»? И что такое «масонские тетради» великого поэта?

Но обо всем по порядку.

Справка.

Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maзonnerie, англ. Freemasonry) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maзon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE — United Grand Lodge of England (англ.)), и считающейся материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века

Основание ложи.

Кишиневская ложа была учреждена 7-го июля 1821г (именно тогда в Великую Ложу, носящую имя греческой богини справедливости Астреи, было передано обращение с просьбой о принятии новой ложи "открывающейся к востоку, в Кишиневе"), однако комплектовалась она, по-видимому, еще с весны, о чем свидетельствует принятие в ее ряды Пушкина 4 мая 1821г.

Кишиневской ложе под названием "Овидий" был назначен номер 25. Кстати, вполне вероятно, что идея названия - "Овидий" - была предложена именно Пушкиным. Ведь, Александр Сергеевич часто сравнивал себя с Публием Овидием Назоном, который, как писал русский поэт, закончил свой век, блестящий и мятежный «В Молдавии, в глуши степей вдали Италии своей» (несчастный поэт умер в Томах, городе, который стоял на месте нынешней румынской Констанцы в 17 году). Именно из стихотворения Пушкина "К Овидию" взяты строки, которые высечены на пьедестале памятника поэту в кишиневском Городском парке - "Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я...".

Кишиневская ложа официально начала свою деятельность 17 сентября 1821 года.

 Подвал дома Кацики

Удивительно, но дом, в подвале которого проводили свои встречи участники кишиневской ложи, сохранился до наших дней. Удивительно, потому что это одно из немногих строений начала XIX-го века, которые остались в Кишиневе и пребывают в относительно хорошем состоянии.

Дом этот, известный под названием "дома Кацики" находится в самой старой части Кишинева, недалеко от русла реки Бык. Фасад строения выходит к скверу, образованному на пересечении нескольких улиц. В пушкинские времена сквер был частью площади, находящейся у Старого собора (на месте нынешнего театра Еужен Ионеско), который был снесен советскими властями в 1955 году.

Справка

В Кишиневе сохранилось лишь несколько строений, в которых бывал А.С. Пушкин. Помимо дома Кацики, это флигель дома купца Наумова (ныне - дом-музей поэта), Благовещенская церковь и часть дома Варфоломея (ныне - штаб-квартира молдавского отделения «Лукойла»). Множество других строений, благополучно пережив век XIX (а некоторые - и конец века XVIII-го) сгинули в прошлом столетии, причем большинство «благодаря» откровенному пренебрежению властей. Из других кандидатов на «пушкинское место» в Кишиневе – пять церквей и Центральный Парк.

Владельцем дома был Михалаке Кацика, грек из родовитой семьи, переехавшей жить в Молдову в 1804г. Родился в 1779г, поступил на службу в 1804г, до 1825 занимал должность таможенного сборщика пошлин. Дослужившись до чина берегового капитана, в 1826г вышел в отставку. Умер в 1858г. Был хорошо знаком с кругом молдавских бояр, имевших русские чины и дворянство - Варфоломей, Ралли, Стурдза, Крупенский. Точных сведений о его членстве в кишиневской ложе нет - скорее всего, он просто сдавал братьям в аренду просторный подвал.

Именно в этом подвале происходили собрания ложи. Там же бывал и Пушкин. О первоначальном ее составе мы можем судить по списку членов, отправленному в Санкт-Петербург, в Великую ложу Астреи. Список этот сохранился и датируется 10 октября 1821 года. Правда, имя Пушкина в этом списке не упоминается, но факт его членства в ложе подтверждается в упомянутом уже письме к Жуковскому, датированному 1826 годом.

Список этот весьма интересен. Он представляет собой своеобразный слепок с кишиневского высшего общества той поры. Из него мы можем составить себе представление о структуре кишиневской ложи, о занимаемых ее членами масонских должностях. Начальником (vénérable) был генерал-майор Павел Пущин – участник Отечественной войны 1812 года, бригадный командир 16-й пехотной дивизии М.Ф. Орлова. 1-м надзирателем (surveillant) являлся барон Карл Шамбоно, бывший офицер французской службы. Вторым надзирателем был швейцарский естествоиспытатель Луи-Венсан Тардан, впоследствии учредитель колонии Шабо. Витией ложи был писатель Иван Бранкович. В должности секретаря ложи состоял адвокат Петр Флери. Казначеем (aumonier) общества являлся генерал-майор Сергей Тучков – основатель города Тучкова (ныне - Измаил). Доктор медицины Рафаэль Гирлянда являлся церемониймейстером (maitre des cérémonies). Наконец, рядовыми мастерами ложи были майор Михаил Максимович, бывший полковник, испанский эмигрант Луи Треска, боярин Мануэль Бернардо, подполковник, в будущем – комендант аккерманской крепости Перт Кюрто, купец Матвей Драгушевич и подполковник Яков Бароцци.  

Справка

Высшее управление масонского Ордена называлось Востоком, ибо «Восток – это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников – соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер – тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Кишиневская ложа только формировалась, поэтому в обращении, поданном в Великую ложу, фигурировали самые основные, необходимые для образования ложи, должности. Первый и второй надзиратель следили за соблюдением законов ложи и исполнением приказаний мастера. Секретарь вел документацию, а казначей собирал взносы и ведал финансами (выборная функция). Церемониймейстер руководил обрядовой стороной встреч. Вития произносил речи при отправлении обрядов.

Впоследствии в ложу поступили новые члены, должности которых остаются неизвестными. Так, сюда вошли дивизионный врач Федор Шулер, майор, поэт и «первый декабрист» В.Ф. Раевский, чиновник особых поручений Н.С. Алексеев, аптекарь Майглер и швейцарец Миттергофер. Таким образом, в кишиневской ложе состояло не менее 20-ти членов, многие из которых являлись русскими офицерами. Определенные источники указывают на членство в ложе знаменитого генерал-майора, участника Отечественной войны и командира 16-й пехотной дивизии Михаила Федоровича Орлова, а также его адъютанта  Охотникова. Кроме того, неподтвержденные данные приводят в качестве членов ложи молдавских князей Ипсиланти и Суцу, а также представителей болгарской и армянской общин.

Именно с болгарским архимандритом, неким Ефремом, связана одна забавная история, о которой нам известно по воспоминаниям Липранди, правительственного тайного агента при губернаторе Воронцове. Он пишет, что «Дом Кацики находился в нижней части города, недалеко от старого собора, на площади, где всегда толпилось много болгар и арнаутов, обративших внимание на то, что архимандрит, въехав на двор, огражденный решеткой, отправил свою коляску домой, что сделали и некоторые другие, вопреки существовавшему обычаю. Это привлекло любопытных к решетке, тем более, что в народе прошла молва, что в доме этом происходит «судилище диавольское». Когда же увидели, что дверь одноэтажного длинного дома отворилась и в числе вышедших лиц был и архимандрит с завязанными глазами, ведомый двумя под руки, которые, спустившись с трех-четырех ступенек крыльца, тут же вошли в подвал, двери коего затворились, то болгарам вообразилось, что архимандриту их угрожает опасность. Подстрекнутые к сему арнаутами, коих тогда было много из числа бежавших гетеристов, болгары бросились толпой к двери подвала (арнауты не трогались), выломали дверь и через четверть часа с триумфом вывели, по мнению их, спасенного архимандрита, у которого наперерыв тут же каждый просил благословения. Это было до захода солнца, и вечером весь город знал о том».

Впоследствии это происшествие доставило Пущину немало неприятностей. Для нас же интересным является несомненное описание масонского обряда инициации, что является свидетельством того, что ложа функционировала. У масонов инициация, или посвящение, представляло собой сложный обряд, который начинался чтением и сожжением символического завещания ищущего войти в братство, после чего следовали символические странствования, когда претендента вводят с завязанными глазами, обнаженной грудью и коленом и предают очищению водой и огнем. По окончании «странствований» с глаз претендента снимают повязку. Посвящаемый приносит клятву на верность братству, получает масонское имя и занимает место на скамьях учеников. Очевидно, именно этот обряд был прерван взволновавшимися болгарами.

Документация ложи велась в специальных тетрадях с масонскими знаками на обложках. О существовании подобных тетрадей в кишиневской ложе нам известно по Пушкину: в 1822 году приятель поэта, член ложи Алексеев подарил ему три тетради, взятые из канцелярии ложи. Они предназначались для канцелярских записей, поэт же предпочел использовать их в качестве своих черновиков. Примечательно, что именно в масонских тетрадях Пушкиным были начаты «Евгений Онегин» и «Цыгане». Сейчас эти тетради находятся в Пушкинском доме в Петербурге.

Судьба масонской ложи «Овидий-25»

Другим интересным аспектом деятельности кишиневской ложи является связь ее членов с различными тайными и полутайными политическими организациями. Например, Пущин, Раевский и Орлов состояли в «Союзе Благоденствия» и «Южном Союзе», а Треска и Тардан поддерживали связь с масонскими организациями Европы. Впоследствии многие члены кишиневской ложи оказались так или иначе причастны к восстанию декабристов. В этом контексте, вполне разумно предположить, что различные политические вопросы также обсуждались на собраниях кишиневских масонов. Очевидно, именно эта сторона деятельности ложи привела к ее закрытию.

В октябре 1820 года произошли волнения в Семеновском полку. Реакцией на вольнодумство военных стало возросшее подозрение правительства к «неблагонамеренным секретным обществам», главным образом к масонским. Александр I писал Аракчееву по поводу семеновской истории следующее «Никто на свете меня не убедит, чтобы сие происшествие было вымышлено солдатами.… По моему убеждению, тут кроются другия причины…. Признаюсь, что я его приписываю тайным обществам, которыя, по доказательствам, которыя мы имеем, в соединениях между собою, и которыс весьма неприятно наше соединение и работа в Троппау». Другими словами, время для открытия новой ложи было крайне неблагоприятным, и кишиневская ложа сразу же попала под «прицел» властей.

4-го декабря 1821 в Кишинев прибыл тайный агент, который, пользуясь знакомством с одним из братьев, настойчиво пытался добиться приема в ложу. Ему ответили, что это невозможно, так как кандидатов слишком много, и в ложу больше не принимают. Настойчивость агента вызвала подозрения, и Пущин, который уже был встревожен излишним вниманием наместника Бессарабии Инзова, поторопился ликвидировать ложу. Ночью 9-го декабря, все масонские принадлежности из подвала были перенесены на его квартиру, но фактическое закрытие ложи не означало ослабления  внимания со стороны властей, и расследование продолжилось. По его результатам, Пущина отправили в отставку, лишив его заграничного паспорта. 1-го августа, высочайшим рескриптом на имя министра внутренних дел Кочубея, все тайные общества империи были закрыты. Произошло это ровно неделю спустя после письма Пущина князю Волконскому, в котором он тщетно уверял, что в Кишиневе «только участвовал в намерении основать масонскую ложу», и что ложа «никак не имела назначения принадлежать к армии». Волконский передал письмо императору, которому состав ложи был прекрасно известен. Эта информация, вкупе с событиями в Семеновском полку, определили участь масонства в России, так что Пушкин, когда писал, что состоял в той самой ложе, из-за которой уничтожили все масонские собрания в России, был, очевидно, прав.

После закрытия ложи судьба ее членов сложилась по-разному. Участники декабристского восстания были подвергнуты различного рода репрессиям, Тардан основал колонию Шабо, Тучков – одноименный город, Шулер уехал на Кавказ где стал бороться с чумой. Что же касается А.С. Пушкина, то в дальнейшем доподлинно неизвестно, становился ли он членом еще каких-то масонских обществ. Укажем лишь то, что на похоронах поэта, князь Вяземский положил в гроб Пушкину белую масонскую перчатку. Не было ли это ритуальным прощением с почившим братом?
« Останнє редагування: Травень 11, 2011, 10:12:29 am від Ioabert »
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #9 : Травень 11, 2011, 10:07:54 am »
Постоянная ссылка на материал:

http://enews.md/articles/view/295/
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Ioabert

  • Старійшина
  • *****
  • Повідомлень: 2 213
  • Reputation Power: 0
  • Ioabert has no influence.
  • Surge et age!
Re: Александр Пушкин
« Reply #10 : Травень 11, 2011, 10:15:13 am »
К Овидию (1821)

Овидий, я живу близ тихих берегов,
Которым изгнанных отеческих богов
Ты некогда принес и пепел свой оставил.
Твой безотрадный плач места сии прославил;
И лиры нежный глас еще не онемел;
Еще твоей молвой наполнен сей предел.
Ты живо впечатлел в моем воображенье
Пустыню мрачную, поэта заточенье,
Туманный свод небес, обычные снега
И краткой теплотой согретые луга.
Как часто, увлечен унылых струн игрою,
Я сердцем следовал, Овидий, за тобою!
Я видел твой корабль игралищем валов
И якорь, верженный близ диких берегов,
Где ждет певца любви жестокая награда.
Там нивы без теней, холмы без винограда;
Рожденные в снегах для ужасов войны,
Там хладной Скифии свирепые сыны,
За Истром утаясь, добычи ожидают
И селам каждый миг набегом угрожают.
Преграды нет для них: в волнах они плывут
И по льду звучному бестрепетно идут.
Ты сам (дивись, Назон, дивись судьбе превратной!),
Ты, с юных лет презрев волненье жизни ратной,
Привыкнув розами венчать свои власы
И в неге провождать беспечные часы,
Ты будешь принужден взложить и шлем тяжелый,
И грозный меч хранить близ лиры оробелой.
Ни дочерь, ни жена, ни верный сонм друзей,
Ни музы, легкие подруги прежних дней,
Изгнанного певца не усладят печали.
Напрасно грации стихи твои венчали,
Напрасно юноши их помнят наизусть:
Ни слава, ни лета, ни жалобы, ни грусть,
Ни песни робкие Октавия не тронут;
Дни старости твоей в забвении потонут.
Златой Италии роскошный гражданин,
В отчизне варваров безвестен и один,
Ты звуков родины вокруг себя не слышишь;
Ты в тяжкой горести далекой дружбе пишешь:
<О, возвратите мне священный град отцов
И тени мирные наследственных садов!
О други, Августу мольбы мои несите,
Карающую длань слезами отклоните,
Но если гневный бог досель неумолим
И век мне не видать тебя, великий Рим, -
Последнею мольбой смягчая рок ужасный,
Приближьте хоть мой гроб к Италии прекрасной!>
Чье сердце хладное, презревшее харит,
Твое уныние и слезы укорит?
Кто в грубой гордости прочтет без умиленья
Сии элегии, последние творенья,
Где ты свой тщетный стон потомству передал?

Суровый славянин, я слез не проливал,
Но понимаю их; изгнанник самовольный,
И светом, и собой, и жизнью недовольный,
С душой задумчивой, я ныне посетил
Страну, где грустный век ты некогда влачил.
Здесь, оживив тобой мечты воображенья,
Я повторил твои, Овидий, песнопенья
И их печальные картины поверял;
Но взор обманутым мечтаньям изменял.
Изгнание твое пленяло втайне очи,
Привыкшие к снегам угрюмой полуночи.
Здесь долго светится небесная лазурь;
Здесь кратко царствует жестокость зимних бурь.
На скифских берегах переселенец новый,
Сын юга, виноград блистает пурпуровый.
Уж пасмурный декабрь на русские луга
Слоями расстилал пушистые снега;
Зима дышала там - а с вешней теплотою
Здесь солнце ясное катилось надо мною;
Младою зеленью пестрел увядший луг;
Свободные поля взрывал уж ранний плуг;
Чуть веял ветерок, под вечер холодея;
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи.
Я вспомнил опыты несмелые твои,
Сей день, замеченный крылатым вдохновеньем,
Когда ты в первый раз вверял с недоуменьем
Шаги свои волнам, окованным зимой...
И по льду новому, казалось, предо мной
Скользила тень твоя, и жалобные звуки
Неслися издали, как томный стон разлуки.

Утешься; не увял Овидиев венец!
Увы, среди толпы затерянный певец,
Безвестен буду я для новых поколений,
И, жертва темная, умрет мой слабый гений
С печальной жизнию, с минутною молвой...
Но если, обо мне потомок поздний мой
Узнав, придет искать в стране сей отдаленной
Близ праха славного мой след уединенный -
Брегов забвения оставя хладну сень,
К нему слетит моя признательная тень,
И будет мило мне его воспоминанье.
Да сохранится же заветное преданье:
Как ты, враждующей покорствуя судьбе,
Не славой - участью я равен был тебе.
Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
Скитался я в те дни, как на брега Дуная
Великодушный грек свободу вызывал,
И ни единый друг мне в мире не внимал;
Но чуждые холмы, поля и рощи сонны,
И музы мирные мне были благосклонны.

******************

Неплохое стихотворение в контексте масонства и Пушкина. И название ;)
"Гpyдa камней перестает быть просто камнем, когда кто-то смотрит на нее, держа в голове идею Собора"

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери

**********************************************************************
"В масонстве Вы узнаете то, что найдёте в нём сами..."   Освальд Вирт. 1937

Просто Олег

  • Гість
Re: Александр Пушкин
« Reply #11 : Травень 28, 2011, 12:15:13 am »
Хм... А Бажов не масон часом? А то Каменный цветок мастера Данилы всё не идет из головы ))

frankomason

  • Брати мулярі
  • Писар
  • *****
  • Повідомлень: 465
  • Reputation Power: 0
  • frankomason has no influence.
TEMPORA MUTANTUR ET NOS MUTAMUR IN ILLIS